ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ ОГОНЬ

ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ ОГОНЬ

Огонь. Средство испытания веры или невинности: младенец МОИСЕИ (2); трое в раскаленной печи - ДАНИИЛ; ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (5) перед сарацинами; КУНИГУНДА; СУД ОТТОНА. Сжигание костей - ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (10); книг - ПАВЕЛ, апостол (9); змея, обвившая кисть руки человека, которую он стряхнул в костер, - ПАВЕЛ, апостол (11); мученик на решетке на огне - ЛАВРЕНТИИ. Горящий куст - МОИСЕИ (5); горящее бревно, брошенное в огонь, - МЕЛЕАТР; горящие одежды надевает ГЕРКУЛЕС (24), реже ЛАВРЕНТИЙ; фигура, прикованная к огненному колесу, - ИКСИОН. Горящий город: Иерусалим - ИЕРЕМИЯ; Троя - ЭНЕЙ (1), ТРОЯНСКАЯ ВОИНА (8), Содом и Гоморра - ЛОТ. Макет горящего здания - атрибут АГАТЫ. Огненный шар над головой епископа, служащего мессу, - МАРТИН ТУРСКИИ. Ангелы, выносящие душу из пламени Чистилища, - ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ (2). Алтарный огонь, который охраняет женщина, - ВЕСТАЛКА. См. также ПЛАМЯ; ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА; АД; КОСТЕР; САЛАМАНДРА.

- кажу_аяся живой стихия (см. iлементv), элемент сжигаi_ий, греi_ий и осве_аi_ий, но и могу_ий причинить боль и смерть, т. е. элемент символически противоречивvй. =аиболее часто он символизирует домашний очаг (хранительницами огня в -ревнем iиме бvли девственницv-весталки), воодушевление и -ух Tвятой, которvй в виде язvков пламени одухотворил в первуi iятидесятницу апостолов. Tозгорание нового огня с началом нового года в -ревней iексике являлось сакральнvм актом. T другой сторонv, имеется и негативнvй аспект - адского пламени, губительного огня пожаров, огня небес - молний, огня, исходя_его из недр земли во время вулканических извержений и землетрясений. +сть над чем подумать, если вспомнить, что миллионv лет назад, у истоков человечества, "приручение", укро_ение огня знаменовало начало культурv и что "безогненного" человека, дикаря. о котором фантазируiт донаучнvе учения о возникновении человека, не су_ествует. +гонь - единственнvй из всех элементов, которvй человек может воспроизвести сам, подручнvми средствами, так что это действительно могло служить свидетельством богоподобия человека. iногочисленнvе мифv (-ревняя +реция, iолинезия) описvваiт огонь как исклiчительное достояние богов, и только похи_ение огня у богов предоставило его в пользование человеку. +гнi приписvвается очи_аi_ее воздействие ("очистительное пламя"), свойство уничтожать зло, злvх духов, лишать телесности ведьм и других демонических су_еств. T огне чистили_а, по католическому вероучениi, веруi_ие освобождаiтся от позора несмертнvх грехов. T парсизме, или зороастризме (вероучение iороастра, или iаратуштрv), огонь свя_енен, культ огня является центральнvм. Lссирийские текстv заклинаний, известнvе под названием сводов "iаклу" и "+урпу", содержат заговорv, "снимаi_ие" при содействии призvваемого огня вредоносное колдовство: "Tари, вари, гори, гори! iлой и дурной, не входите, ступайте прочь!.. - опутvваi вас, я связvваi вас, я предаi вас +иле, которvй сжигает, испепеляет, сковvвает и скрiчивает колдуний... iак этот козий мех, изорваннvй в клочья и брошеннvй в огонь, сжирается пламеннvм жаром... да изведутся заклятья, чарv, терзания, мучения, боли, болезни, грехи, злокозненности, ко_унства, преступления, страдания из твари моей, как этот козий мех, в огне! -несь сожигает их пvлаi_ее пламя..." iоскольку и "iаклу", и "+урпу" переводится словом "испепеление", вера в свойство огня уничтожать колдовское воздействие находит здесь явное подтверждение. Tо многих частях света су_ествуiт обvчаи огненного бега (греч. Pyrobasia, пиробасия), участники которого босvми ногами ступаiт прямо по раскаленнvм углям и при этом остаiтся невредимvми. iтот обvчай, восходя_ий к древним очистительнvм обрядам, совершавшимся весной, наблiдается и в новейшее время, например, в Tибете (в 15-й день первого месяца). +а_е всего огонь рассматривается как мужская субстанция (в противоположность воде как субстанции женской) и как символ жизненной энергии, сердца, оплодотворяi_ей силv, просветления, Tолнца (см. Lеникс). Tак, деву +кризиi должна бvла оплодотворить огненная искра очага, чтобv она могла стать матерьi царя Tервия Tуллия. iаклинательнvе формулv содержат свидетельства того, что огонь представлялся сверхъестественнvм су_еством. iульминационнvм пунктом древнеримского празднества парилий бvло 21 апреля - день совершения очистительнvх прvжков через кострv из соломv. Tогласно древнегреческому мифу, богиня -еметра тайно пvталась сделать бессмертнvм своего воспитанника -емофонта (сvна элевсинского царя iелея), для чего стремилась очистить его от земнvх шлаков и закалить огнем, кладя в очаг. -ушевнобольнvе и нуждаi_иеся в покаянии обносились факелами. Tсегда актуальная для античного города опасность, исходя_ая от огня, магически-символически устранялась жестом, имитируi_им "разлив" (пролитие) водv, при этом произносилось слово ignis - огонь. Lногда совокупность огненнvх богов и сверхъестественнvх су_еств, взаимосвязаннvх со стихией огня, в силу двойственной су_ности сгорания воспринималась по сути своей как сонм "трiкачей", которvм человек не вправе доверять до конца, пример тому - германский бог Tоки. Tем не менее господствуi_ее почитание "животворного пламени" доказvвается и иду_ими от античности традициями факельнvх шествий, и обvчаем зажигать на праздничном столе свечи при наличии электрического осве_ения для придания красотv и торжественности. iри совершении церковнvх треб: венчании, кре_ении, прича_ении и т. д. Свечи играiт важнуi символическуi роль носителей божественного света. T психологии символов отмечается тесная связь огня и очага (средоточие дома и семьи), приготовления пи_и и плавления металлов с таким поэтическим образом, как "сердечнvй пvл". "+сли во сне кому-то видится, что он близок к некоему большому огнi, кто зрит сияние огня, исходя_ее с неба, тот близок власти божества" (iппли), однако "и огонь страстей, и огонь идейной восторженности - все это пламя, в котором можно сгореть".

Искусственный огонь, который горит в воде. Посредством искусства удалось примирить противоположности. символ демонстрирует, что даже противоположные по отношению друг к другу вещи можно до известной степени примирить между собой с помощью искусственных приспособлений. И тем не менее, никакое искусство неспособно примирить порок с добродетелью. [EMSYI,таб.43-5,с.289]

Ветер, раздувающий огонь Он зажигает) или оживляет его. символ олицетворяет могущественное воздействие Святого Духа, приносящее в сердце человека свет, оживляя его и побуждая устремиться к Господу. [EMSYI,таб.50-6,с.318]

Огонь на алтаре Вечен, потому что чист. Священный и чистый огонь религии не погаснет вовеки, а все прочие, берущие свое начало от чувственности и плотских желаний, долго не просуществуют. [EMSYI,таб.52-3,с.325]

Символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, "пневмы", вздоха жизни; воодушевление и просвещение. Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу(см.), свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души. Пламя покидает тело в момент смерти. Огонь и пламя - типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой - демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощаюшие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных. Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх. Разжигание огня равносильно рождению, воскресению, а в примитивных культурах - сексуальному воспроизведению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня. Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они - Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов. Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни. В мире овощей огонь представлен семенем горчицы. Огонь и ветер проявления вулканических богов. Огонь домашнего очага - центр дома и является женским аспектом огня. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия. В алхимии огонь - центральный стабилизирующий и унифицирующий элемент. "Действие начинается огнем и кончается огнем" (ибн Бишрун). В вигваме у американских индейцев огонь занимает сакральное, центральное место, это место расположения Великого Духа; помимо всего прочего, огонь является посредником между Богом и человеком. У ацтеков огонь - это ритуальная смерть, выкуп и наказание. В буддизме огонь олицетворяет мудрость, сжигающая всякое невежество. Огненная колонна является неиконическим символом Будды. Огонь пожирает, а вода очищает. У китайцев пламя означает присутствие божества. Огонь - это опасность, раздражение, свирепость, скорость, но в качестве духовной силы он солярен, ян. Соединенный с принципом воды инь, огонь символизируется триграммой "- -", в которой снаружи имеются линии ян, а внутри пустота инь. В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество. "Языки огня" означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского. У египтян огонь связан с Тотом как вдохновением. В греко-римской культуре огонь - атрибут всех вулканических богов-кузнецов и богов грома, таких как Гефест (Вулкан), олицетворяющих силу земного огня; кроме того, является эмблемой богини печи Весты; связан с Гермесом (Меркурием) как вдохновение. Богиня печи Гестия (Веста) была "госпожой огня" (Еврипид). У евреев огонь означает божественное откровение и глас Божий. "Господь Бог твой есть огнь пожирающий". У индусов огонь - трансцендентный свет и знание, жизненная энергия мудрости. Огонь также идентифицируется с силами разрушения, освобождения и восстановления, послушными Шиве. Колонна пламени и вздымающийся дым ведического бога огня Агни олицетворяет ось мира. Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные мехи; рожден от дерева. На ведическом огненном алтаре зажигаются три огня на Юге, на Востоке и на Западе, олицетворяющие Солнце и Небо, эфир и ветры, и Землю. Черный, ужасающий аспект огня символизируется Кали (Дургой), которая является также всепожирающим Временем; обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты ее мужа Шивы: трезубец, меч, барабан и сосуд с кровью. Разжигание огня - это воспроизведение акта творения, интеграции и воссоединения посредством жертвоприношения. Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения. Огонь как жизненное пламя - это Кришна: "Я огонь, помещенный в телах всех живущих" (Бхагавад Гита). В иранской мифологии огонь был Священным Центром персидского храма, меСтом божества и Божественным Светом в душе человека. Это также сила Солнца, символизируемая Атаром, божественным огнем в Небесах и в дереве. Он также ассоциируется с законом и порядком. В зороастризме семя человека и быка имеют источником огонь, а не воду. В исламе огонь и пламя - это свет и жара, божество и преисподняя. У пифагорейцев огонь ассоциируется с тетраэдром, поскольку является первым элементом, а тетраэдр - первой фигурой в геометрии. В шумеро-семитской мифологии Мардук был богом огня, "пожигающим врагов пламенем". Рис. 114. Бог огня Хьехьетлотль с печью 11С1 голове, Рис. 115. Три короны, окружающие земной шар, символизируют разных царей, которые, каждый па свой лад, поклоняются единому высшему трансформирующему огню. (Иллюстрация из алхимического трактата, XVII век.)

Китайцы в своих солярных ритуалах используют 'табличку из красного агата, которую они называют Чаиь. Это символ стихии огня (39). В египетской иероглифике огонь также связан с символикой солнечного пламени и, в особенности, с представлениями о жизни и здоровье (вследствие понятия телесного тепла). Также соотносится с представлениями о высоком положении и власти (19), что указывает на развитие этого символа в образ духовной энергии. Алхимики использовали, в частности, Гераклитово понятие огня как "деятеля превращений", поскольку все вещи возникают из огня и в него возвращаются. Это семя, воспроизводимое каждой последующей жизнью (и поэтому связываемое с либидо и плодовитостью) (57). В этом смысле - как посредник между формами исчезающими и формами создающимися - огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения. В наиболее примитивных культурах огонь являлся демиургом, возникающим из солнца, и его земным представителем. Поэтому он соотносится, с одной стороны, с лучом солнца и молнией (35), а с другой - с золотом. Фрэзер перечисляет множество ритуалов, в которых факелы, костры, горящие угли и даже пепел воспринимаются как способные стимулировать плодородие нив и благополучие человека и животных. Однако антропологические исследования выработали два объяснения праздников огня (сохранившихся по сей день как валенсийские костры в ночь св. Иоанна, фейерверки и освещенная рождественская елка): с одной стороны, по мнению Вильгельма Маннхардта, в этом проявляется стремление путем подражания и магии обеспечить получение огня и тепла от солнца, а с другой, как считают Юджин Могк и Эдвард Уэстермарк, здесь преследуется цель очищения или уничтожения сил зла (21). Однако обе гипотезы не исключают, а дополняют друг друга. Триумфальная власть и жизненная сила солнца - по аналогии, дух сияющего Источника - равнозначна победе над силой зла (силой тьмы); очищение есть необходимое жертвенное средство достижения триумфа солнца. Шнайдер, однако, различает два типа огня в зависимости от их направленности (или их функции): огонь оси огонь-земля (означающий эротизм, солнечное тепло и физическую энергию) и огонь оси огонь-воздух (связываемый с мистикой, очищением или возвышением и духовной энергией). Здесь - точная параллель с амбивалентной символикой меча (обозначающим как физическое разрушение, так и решительность духа) (50). Иными словами, огонь является образом энергии, которая может быть обнаружена как на уровне животной страсти, так и в плоскости духовной силы (56). Гераклитову идею огня как разрушающей и порождающей силы находим также в индийских Пуранах и в Апокалипсисе (27). Г. Башляр упоминает о представлении об огне у алхимиков как о "стихии, действующей в центре всех вещей", как об объединяющем и стабилизирующем факторе. Парацельс указывал на параллель огня и жизни, питающихся друг от друга, чтобы не погибнуть. Кража огня Прометеем или уход в него Эмпедокла - две концепции, указывающие на основополагающий дуализм человеческой ситуации. Средний путь заключается в получении удобства посредством материального использования выгод, даваемых огнем. Но огонь - это сверхогонь. Он охватывает как хорошее (жизненное тепло), так и плохое (разрушение и сожжение). Он предполагает желание уничтожить время и привести все вещи к их концу. Огонь является архетипическим образом явлений в себе (1). Как указывает Элиаде в "Мифах, сновидениях и мистериях" (Лондон, 1960), прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.

ОГОНЬ-ВОДА Как и другие алкогольные напитки, "огненная вода" есть coincideati" oppmitorum (совпадение противоположностей) и поэтому относится к нуменам и гермафродитам. Вследствие этого алкоголизм можно рассматривать как попытку едитиия, преодоления разлада и отторгнутости.

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, сексуальная страсть; сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Графически огонь в алх имии изображался в виде треугольника, так как считался субстанцией, объединяющей три остальные: землю, воду и воздух. На бытовом уровне огонь — это защитный, успокаивающий образ (огонь домашнего очага). Но он может быть и угрожающим образом разрушительных сил природы.

Двойственное чувство: почитания и страха — лежит в основе ритуалов поклонения огню. В древних и примитивных культурах огню поклонялись как самому Богу, а позже — как символу божественной силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет , умирает, а затем рождается вновь — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделял его символику. Благодаря той роли, которую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологических традиций он сч итался результатом божественной деятельности. Поэтому столь часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями, такими, как Прометей, или о хитрых уловках, с помощью которых его добыли у подземных божеств, как, например, новозеландский м ифический герой Мауи (происхождение этих островов в результате вулканической деятельности выглядит вполне правдоподобным).

Большинство культов огня были ужасающе кровавыми, в качестве примеров можно привести ацтекскую религию или ханаанский культ Молоха, в жертву которому приносили детей. Среди других ритуалов и культов поклонения огню наименее жестокими выглядят традиции, сущ ествовавшие в Иране (из которых, в конце концов, и произошел ведический культ бога огня Агни), а также в античном мире, где с огнем были связаны боги с доброй репутацией, такие, как Гефест (в римской мифологии Вулкан). В тех традициях, где огонь не являлся предметом прямого поклонения, он все же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления (как, например, в Библии, Исход, 12:11, где «гора загорелась огнем» и Иегова говорил из его середины с израильтянами); в христианстве огонь считается воплоще нием Святого Духа.

В культуре индейцев Северной Америки огонь почитался как проявление Великого Духа, они считали костер символом счастья и процветания, а солнце называли Великим Огнем. В буддизме огненный столп — один из символов Будды, а свет огня — метафора мудрости. В ми стической традиции огонь часто символизирует союз с богом, хрупкость человеческого существования, конечность всего сущего. Отсюда и идея о негаснущем духовном огне, которую по-своему выразил У. Б. Йитс в поэме «Плавание в Византию» (1927): «Мудрецы, стоящи е в святом огне Господа».

В христианском искусстве огонь — высшее испытание добродетели и веры; пылающее сердце — эмблема некоторых святых, таких, как святой Августин и святой Антоний Падуанский. Уверенность, что огонь может очищать от зла, привела к зверствам инквизиции в средние века, В иудаизме огонь также считается символом воздаяния или защиты от зла: ангелы с огненными мечами охраняли потерянный рай.

Символизм огня, связанный с воскрешением, персонифицирован образами птицы Феникс и саламандры и проявляется в пасхальных ритуалах римской католической церкви и православных церквей, во время которых свечи торжественно гасят и затем возжигают «новым огнем». Традиция новогодних огней происходит из обрядов магии, она символизирует возвращение солнечного света и тепла. В Японии синтоистские ритуалы зажжения огня на Новый год связаны с попытками предотвратить разрушительные пожары в наступающем году. В Европе с подобными целями гоняли через поля лис (которые также ассоциируются с огнем) с привязанными к их хвостам факелами. В Китае отвращающее беду значение имеют фейерверки, считается, что они отпугивают демонов.

В основе символизма Вечного огня лежит забота о сохранении домашнего очага, с древнейших времен имевшая огромную важность. В античной культуре эта традиция отразилась в сохранении священного огня жрицами храма богини Весты, в настоящее время — в ритуале за жжения и сохранения Олимпийского огня. символизирующего преемственность спортивных идеалов. Символизм огня, связанный с сексуальностью (огонь — метафора сексуального желания), основан на древней технике получения огня с помощью трения.

ХРИСТИАНСТВО

Огонь (Пламя). Огонь символизирует как муки, принятые за веру, так и религиозный пыл. Языки пламени являются атрибутом Св. Антония Падуанского, святого, дающего защиту от огня. Св. Лаврентия, который был сожжен на железной решетке, иногда изображают в горящей тунике. Огонь может служить атрибутом, означающим духовные стремления таких святых, как Св. Антоний Великий и Св. Агнесса. Иногда олицетворением самого огня служит чудовище, изрыгающее языки пламени, или саламандра, которая, согласно легенде, может жить в .огне, не обжигаясь им. На изображениях Пятидесятницы языки пламени на головах апостолов означают сошествие Святого Духа. Плайя также может выступать в качестве символа адских мук. (См. Сердце, глава IV.)


ЕГИПЕТ
Религиозное значение огня основывается на восприятии его как разрушающей, но также и благотворной силы. Всеразрушающая стихия олицетворяется в змее урее, который является извергающим огонь глазом бога Солнца. Миф называет родину бога Солнца «огненным островом», что является метафорой утренней зари, из которой каждый день рождается свет солнца. Роль зловещей разрушающей силы огня в потустороннем мире описывают нагробные тексты: огненные потоки и извергающие огонь существа угрожают дальнейшей жизни после смерти и напоминают средневековые христианские видения преисподней. Однако умерший сможет преодолеть демоническую власть бездны потустороннего мира, если сам превратится в извивающееся пламя. Пламя считалось символом чистоты и очищения; оно изгоняет силу Сета и уничтожает зло. Среди атрибутов богини защиты Тоэрис, имеющей образ бегемота, находится факел, пламя которого должно отгонять опасных демонов. Чтобы очистить умерших от земного загрязнения, их в поздний период часто сжигали.


ИЛЛЮСТРАЦИИ
Двух доминиканцев сжигаiт за сатанизм. +равiра на дереве. iенева, 1549 г.
Ритуальное добvвание огни вра_ением в -ревней iексике. iодекс =уталл
Огненное жертвоприношение пророка Lлии перед жрецами Tаала. Lллiстрация к +иблии +ольбейна iладшего, 1530 г.