ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ ОРЁЛ

ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ ОРЁЛ

Орел. Священная для ЮПИТЕРА птица и его атрибут, иногда с молниями в когтях; ГАНИМЕД был поднят на небо орлом Юпитера. Молодая богиня с кувшином, орел рядом с нею - ГЕБА. Орел послан Юпитером, чтобы клевать печень ПРОМЕТЕЯ. Орел был древним символом силы и победы; он изображался на штандартах римских легионов. В том же значении он изображался и на оружии многих наций. Он был средневековым символом Вознесения Христа. Орел является атрибутом ИОАННА ЕВАНГЕЛИСТА, возможно, с пером или чернильницей в клюве, и одним из четырех "апокалипсических животных" (ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИСТА; АПОКАЛИПСИС, 3,9). Орел издает крики "Vae, vae", когда зазвучала последняя труба (АПОКАЛИПСИС, II). В аллегорических сюжетах орел является атрибутом ГОРДЫНИ (вместе со львом и павлином) и Зрения (одного из ПЯТИ ЧУВСТВ). Он входит в состав эмблемы {lmpresa) мантуанской династии Гонзага - покровителей искусства в эпоху Возрождения. См. также АПОФЕОЗ.

Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную власть. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змей - силы хтонические и злые. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей - неявленную тьму. Вместе они составляют космическое целое, целокупность, соединение духа и материи. Орел, увенчивающий колонну, - эмблема всех богов Солнца в их ипостаси 501 1пу1с1и5, победителей тьмы. В алхимии взмывающий ввысь орел - означает освобожденную духовную часть первоматерии, рпта тащена. Двойной орел изображает андрогинную ртуть. Коронованный орел и лев - это ветер и земля, ртуть и сера, летучее и застывшее начала. У американских индейцев головной убор с орлиными перьями представляет Птицу Гром, мировой дух. Орел - это откровение и посредник между Небом и Землей и, кроме того, символ дня. В некоторых случаях белый орел символизирует мужчину, а коричневый - женщину. У австралийских аборигенов орел или сокол приравниваются к божествам. У ацтеков орел - это сила небесная, сияющие Небеса, восходящее Солнце, пожирающее змея тьмы. В буддизме орел - птица, на которой летает Будда" Атрибут Амогхасиддхи. У кельтов орел ассоциируется с целительными водами. В Китае орел означает Солнце, ян, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие. Орел и ворон связаны с богами войны. В христианстве орел - дух, вознесение, вдохновение, духовное усилие, Страшный Суд (когда он выбросит проклятых прочь из гнезда), обновление юности (Псалмы, 103:5). Глядящий, не мигая, на Солнце, он олицетворяет Христа, вперившего очи во Славу Божию, принося птенцов своих к Солнцу, он - Христос, возносящий души к Господу, падая камнем за рыбою в море, Христос, спасающий души из океана грехов. Считалось, что орел обновляет свое оперение, подлетая к Солнцу и бросаясь затем в море, поэтому он олицетворяет воскресение и новую жизнь после крещения, душу, обновленную благодатью. Он означает также вдохновение Святых Писаний, и потому его образ изображается на аналое. Орел, держащий в когтях змею, олицетворяет победу над грехом; орел, терзающий добычу, - дьявола. Эмблема апостола Иоанна и святых Медарда, Приски, Серватия. Один из четырех зверей Апокалипсиса. В тетраморфе представляет Святого Евангелиста Иоанна. У египтян орел - солярный символ, сын Гора. У греков означает Солнце, духовную силу, царственность, победу и удачу. Атрибут Зевса и как носитель его молнии иногда изображается с молнией в когтях. Первоначально являлся эмблемой Пана, который уступил ее Зевсу. Погребальная эмблема Ганимеда. Ганимед, поливающий орла, символизирует преодоление смерти. Согласно Гомеру, орел со змеей в когтях, - символ победы. У евреев символизирует обновление, восток. В индуизме орел - солярная птица Гаруды, на которой летает Вишну; эмблема Индры. У ариев это птица-буревестник. В митраизме орел и сокол являются атрибутами солярного Митры. В римской традиции орел - солярная птица бури, носящая молнию Юпитера. Олицетворяет императора, достоинство, победу, благорасположение, быстроту реакции. Держит в когтях молнию Юпитера. Символ и действуюющее лицо обожествления после смерти. В скандинавской мифологии орел - эмблема Одина (Водана). В шумеро-семитской традиции символ полуденного .солнца, атрибут Нинурты или Нингвису, благодатного бога Солнца Ханаана и Вавилона; эмблема ассирийского ббга Ашшура, бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизирует Ниргал, испепеляющую жару полуденного солнца и Лета. В сущности, похожее значение имеет у хиттов, означая солярную силу и всезнание; держит в когтях либо лунного зайца, либо змею. Мардук часто изображается в виде орла. Рис. 118. Орел как символ высшей власти и солярной природы владыки Небес и главы всех богов Зевса-Отца. (Роспись на греческой чаше, VI век до н.э.) Рис.119- Символическое изображение извечного конфликта между высшей и низшей природой человека, солярными и хтоническими силами, интеллектом и инстинктом, сведенного к напряженной борьбе между орлом и змеей. (Мозаика, Константинополь, V век н. э.)

"царь птиц"; известен как символ безграничной власти и обороноспособности, поэтому в первуi очередь - как геральдический символ, используемvй во многих гербах и государственнvх эмблемах, а по причине симметрической стилистики зачастуi имеi_ий две головv (двуглавvй орел). Lнтичная зоология приписvвала ему способность не мигая смотреть на Tолнце и достигать не доступнvх для человека просторов неба. +дин древневавилонский текст (к сожалениi, сохранившийся лишь фрагментарно) сооб_ает о вознесении царя iтанv с помо_ьi орла. Tогласно античнvм преданиям, су_ествовал обvчай при сжигании трупа царя вvпускать в небо орла, которvй для богов бvл символом восходя_ей души умершего. T сирийской iальмире орел бvл посвя_ен богу Tолнца. + нем говорилось, что он может, как Lеникс, омолаживаться, троекратно погружаясь в воду (отсiда и символика кре_ения и изображения на купелях). +го вvсотнvй полет воспринимался как параллель вознесениi -риста. +го должно бvло омолаживать и Tолнце ("+рел, которому отказvваiт крvлья, омолаживается и обновляется от солнечного пламени", -охберг, 1675), что указvвает на благодатное воздействие духовного света. Iак истребитель змей и драконов орел является символом победv света над темнvми силами. Lзображение орла со змеей в клiве встречается во многих культурах, например изображение на гербе iексики. =а готических витражах можно видеть орла, которvй несет в вvшину своих е_е не умеi_их летать птенцов для того, чтобv они учились смотреть на свет Tолнца. T христианской иконографии орел известен как символ евангелиста Lоанна, как атрибут вознесшегося на небо пророка Lлии и воскресшего -риста. Tооб_е орлу приписvвали только положительнvе качества (силу, обновление, созерцательность, зоркость, царственность), что его и сделало в древнем мире атрибутом iпитера. T христианские времена он наделялся добродетельi справедливости, но ему приписvвался и грех вvсокомерия, вероятно, из-за его устремленного вдаль взгляда, которvй, казалось, игнорировал близлежа_ее. T масонской символике двуглавvй орел является символом 33-й стадии (ступени) шотландского обряда, с короной, покрvваi_ей обе головv, и горизонтально удерживаемvм в когтях мечом (девиз: Deus meumque jus, что означает: "+ог и мое право"). "+рел" ("куотль") - так назvвался 15-й из двадцати ' символов дней календаря ацтеков, символ-предзнаменование, предве_аi_ий родившимся под этим знаком воинственность, как, впрочем, и склонность к грабежам и кражам. Lцтекская богиня +иуакоатль (iмеиная жен_ина) имела также прозви_е "iен_ина-орел", она бvла украшена короной из перьев орла и считалась предводительницей жен_ин, умерших во время родов (рождение ребенка бvло равнозначно взятиi пленника и оценивалось как военнvй подвиг). L в -ревнем iитае орел бvл символом силv и мо_и (слово "орел" фонетически созвучно бvло слову "герой"). +рел, одиноко сидя_ий на скале, являлся символом борца-одиночки, орел на сосне - символ долголетия в полной силе. +рел, побеждаi_ий змеi, восходит к индийской +аруде, что напоминает также о гербе столицv ацтеков Tеночтитлан (нvне iехико). L у гуннов ?ентральной Lзии (хун-ну) орел являлся преобладаi_им символом. T европейской геральдике орел наряду со львом бvл наиболее распространеннvм зверем, изображаемvм на гербах, но всегда симметрично. +ероические качества, приписvваемvе орлу, привели к тому, что многие властители использовали его как гербовvй символ, например немецкие короли, герцоги +аварии, Tилезии, Lвстрии, маркграфv +ранденбурга и короли iолvни. Tтремление к симметрии при плоском изображении анфас уже на ранней стадии привело к образу двуглавого орла, которvй можно бvло встретить е_е на -ревнем Tостоке. T 1433 г. двуглавvй орел стал гербом императора Tвя_енной iимской империи. iосле распада империи (1806) он бvл символом кайзеровской Lвстрии (до 1919), сербских королей и до сих пор - частьi албанского государственного герба. -вуглавvй орел является также гербом iоссии. Tрехглавого орла, которvй имел головv на крvльях, ввел в качестве геральдического символа миннезингер (поэт) iеинмар фон ?ветер. Tпециалист по геральдике историк +. L. +їклер в 1688 г., опираясь на сходство слов "Adier" (орел) и "Adel" (дворянство), писал следуi_ее: "+т кайзеровского орла берет начало немецкое дворянство, и потому, не будь орла, не бvло бv и двора; орел кайзера лучшая за_ита для знати. +рлинvх крvльев тень для вельможи есть только сеть". L е_е +їклер писал: "+рел является королем среди птиц, которvй строгим взглядом может смотреть на Tолнце, никогда не ошибается при ловле, омолаживается, может летать вvше всех и всеми всегда считался знаком буду_ей победv. L так как iомул первvм увидел на Lвентине орла, то он посчитал это счастливой приметой и приказал носить перед войском изображение орла вместо знамени. Tидv орлов самvе разнообразнvе, питаiтся все они прежде всего добvчей, и лишь самvе мелкие и слабvе снисходят до падали. +рел персона не его кайзеровского величества, а герба iимской империи. +рел на золотистом поле означает +оспода +ога, чья звезда светит ясно и кто вносит покой и за_и_ает от всех бед". T психологической символике орел воспринимается как "могу_ественное крvлатое су_ество в небесной, голубизне духа" (iппли), поэтому снv об орле оцениваiтся как положительнvе. +писаннvе аспектv усматриваiтся IBM, 1де "мvсли об орле" устремляiтся на арсенал повседневной жизни, и из-за них ставится под вопрос течение этой жизни, взволнованной "всепогло_аi_ей страстьi духа". +тсiда понятно, почему орел стал символическим животнvм евангелиста Lоанна, больше всего обра_аi_егося к сфере духа. Tредневековvй "+естиарий" сравнивает орла с праотцом Lдамом. "?арь всех птиц" парит в заоблачнvх вvсотах, но камнем падает на землi, если увидит добvчу. Tак и Lдам первоначально парил в небесах, но потеем увидел запретнvй плод, которvй потянул его к земле. "iосле своего несравненного полета он вновь питался плотьi телеснvх желаний и потерял всякое духовное озарение" (Lнтеркирхер). Остготская пряжка (золотая зернь). ?езена, ок. 500 г. Орел, пикирущий в воду. "Бестиарий". Биб. Арсенала. Париж, 11в. Древнемексиканская губная пробка. Золото ацтеков Гравiра на дереве из сочинения Псевдо-Альберта Великого. 1531 г. Орел как победитель дракона-сатанv. T. X. фон -охберг, 1675 г. Орел, летящий к солнцу Мои желания направлены не на земные вещи. символ олицетворяет божественный и небесный разум, устремивший свой полет к небесам, набирающий высоту, созерцая добродетель, религию, а также доброту и милости благодатного Творца всех вещей, парящего выше преходящих забот этого мира. [EMSYI,таб.40-11,с.277] Орел, сидящий на надгробии. символвеликие и героические деяния пережившие кончину в памяти потомков. [Эмблемата-2; табл.5-13, с.127] Орел, летающий среди грома и молний Я нс страшусь ни огня, ни дротиков. символ подлинной смелости. [EMSYI,таб.57-14,с.347] Мной восхищаются не за голос, а за поступки. символ олицетворяет разнообразие способностей, за которые мы ценим друг друга. (См. рис. II в табл. 44.) [EMSYI,таб.57-15,с.347] Летящий орел, который держит в одной лапе молнию, а в другой - оливковую ветвь. Смотря что заслужите. символ олицетворяет служителя правосудия. Для тех, кто ведет себя достойно, - мир и венец славы; для тех же, кто творит зло, - возмездие и наказание. [EMSYI,таб.57-9,с.346] Высоко летящий орел От его взора не ускользнет ничего. символ олицетворяет всевидящий глаз Божий, от проницательности которого ничего не ускользает. [EMSYI,таб.57-10,с.346] Орел, атакующий оленя Бегство бесполезно. символ нечистой совести, или осознания содеянного дурного поступка, от которого бесполезно бежать. Мы всегда будем нести на себе бремя наказания, куда бы мы ни направлялись. (См. рис.? в табл.8.) [EMSYI,таб.57-11,с.346] Орел, взмывший в воздух Готов спуститься. символ предостерегает от опасностей и соблазнов, нависщих у нас над головой и готовых неожиданно на нас обрушиться. Избежать их можно, лишь будучи постоянно настороже, оглядываясь вокруг еще более тщательно, чем орел. [EMSYI,таб.56-10,с.342] Орлица над своими птенцами Я знаю своих. Говорят, что когда орлица видит, что ее птенцы уже достаточно выросли, чтобы предпринять свою первую попытку взлететь, она взмывает над гнездом и начинает хлопать крыльями, тем самым побуждая их последовать ее примеру и попытаться взлететь. И если птенцы побаиваются или чересчур осторожничают, орлица берет их себе на спину и уносит. Поэтому птицеловы не могут убить птенца, не прострелив тела орлицы. Бог вынес народ свой из Египта на Крыльях Орлиных и взял на себя заботу о его дальнейшей судьбе, подобно орлице, выносящей птенцов из гнезда, чтобы научить их летать, нежно помахивая крыльями в их присутствии. [EMSYI,таб.53-10,с.330] Орел, держащий в своих когтях корону Он ее заслужил по праву, и она не будет у него отобрана. Заслуги не должны быть оставлены без внимания. [EMSYI,таб.53-6,с.330] Орел, неустрашимо смотрящий на бурю Она лишь прибавляет чне храбрости и славы. символ подсказывает, что подлинное величие, смекалка и храбрость наилучшим образом обнаруживаются в неблагоприятных обстоятельствах и при этом проявляются в своем наибольшем блеске [EMSYI,таб.53-1,с.329] Я черпаю храбрость и проницательность от своих предков. символ дает понять, что из всех присущих орлу благородных качеств привлекает внимание смелость и ос грота зрения Для благородного отпрыска гораздо почетнее обладать мудростью и острым умом, чем богатством высокопоставленных родителей [EMSYI,таб.53-2,с.329] Орел, готовый слететь с вершины высокой скалы Мне нечего бояться. Пока мы действуем в привычн.ой обстановке, а поступки направляются силой наших способностей, нам нечего бояться. [EMSYI,таб.45-10,с.298] Орел, взмывающий к солнцу Я начал свой полет. символ души праведника, освобожденной от земного груза и воспарившей к небесам. ...и больше никогда Не возвращусь к делам земным, А буду здесь, с присущей мне свободой, Летать, как уроженец неба, Усыновленный светом. [EMSYI,таб.48-6,с.310] Орел, бесстрашно глядящий на свет солнца. Это доказывает, что я твой законный отпрыск. символ показывает, что только благородные поступки и подобающее поведение, могут по-настоящему послужить доказательством того, что мы принадлежим к той или иной породе. Наши поступки являются наилучшим доказательством того, что мы являемся настоящими, законными наследниками. (См. рис. 9 в табл. 15.) [EMSYI,таб.45-8,с.298] Орел, летящий к солнцу с молнией в когтях. (См. рис. II в табл.43.) [EMSYI,таб.45-4,с.297] Орел, парящий в воздухе. (См. рис. 10 в табл.56.) [EMSYI,таб.48-8,с.310] Орел, парящий над деревом с молнией в своих когтях, в то время как на дереве поюг маленькие птички Наши поступки должны соответствовать нашей природе. Наслаждаться миром и радостью жизни присгало слабым, женственным и немощным натурам - для смелых и любящих рисковать людей больше подходит война и великие if героические поступки. [EMSYI,таб.44-11,с.295] Орел, держащий в своих когтях молнии. Я несу инструменты возмездия - берегитесь, виновные. символ предупреждает, что исполнители божественного возмездия всегда наготове и нависают наД нашими головами. Это должно нас предостеречь и заставить привести наше поведение в соответствие с самыми строгими правилами добродетели и религии. [EMSYI,таб.43-11,с.291] Орел, летящий среди туч и молний, над которыми сияет солнце. В превратностях судьбы надеюсь на лучшие времена. символ показывает, что штормы и ураганы улягутся, а радостный солнечный свет возьмет верх. Необходимо только терпение, чтобы пережить это время. [EMSYI,таб.43-9,с.289] Орел над морем Я способен справиться с этой задачей. символ способности преодолевать трудности. Перед тем, как предпринять какое-то важное дело, нужно трезво оценить свои силы и способности. [EMSYI,таб.30-11,с.228] Орленок, только начинающий свои полеты из гнезда Дерзостный юный отпрыск, Покинув родное гнездо, Испытывает свои нежные крылышки В широком, безбрежном просторе //Доблесть не в возрасте символ означает ребенка, отмеченного Благодатью, который часто бывает более мудр в обретении вечных нетленных истин и предпринимает более смелые и высокие полеты, чем другие люди, чьи головы время покрыло сединами. [EMSYI,таб.35-3,с.251] Молодой орел Я рожден для войны. символ геройского духа, совершающего в честь своих предков благородные деяния и подвиги, очевидные проявления которого видны уже в детстве. [EMSYI,таб.27-11,с.217] Орел, удерживающий гром и молнию. То, что другим приносит смерть, мне приносит славу. Орел, как царь птиц, был носителем грома Юпитера. То, что одним приносит славу, Другим приносит погибель. Разные люди - разные итоги. [EMSYI,таб.25-3,с.207] Орел,держащий королька,вздымается в небо Я не часто взлетаю так высоко. символслишком высокого честолюбия. Из басенного сюжета см. [Эмблемата-2; табл.6-1, с.129] Орел, приносящий в свое гнездо камни. символпредосторожности. чтобы уберечь гнездо от сдувания. [Эмблемата-2; табл.6-6, с.130] Орел с добычей, созерцающий небо Это мой запас на черный день. символпредусмотрительности. простр. объяснение см. [Эмблемата-2; табл.6-10, с.130] Орел, парящий среди грома и молний над батареей пушек Его ничего не пугает. символ храброго человека, который в окружении врагов остается абсолютно неустрашимым. [EMSYI,таб.24-1,с.203] Орел, скрывающийся за облаками Заполучить меня нелегко. символвеликое и возвышенное без трудностей не делается. [Эмблемата-2; табл.6-15, с.131] Орел, опаливший крылья от близости к солнцу. символ умеренности. "...так как честолюбие и соперничество, какими бы похвальными они сами по себе ни были, могут, подняв нас на слишком большую высоту, привести нас к краху и разорению." [Эмблемата-2; табл.15-7, с.166] Орел, взирающий на солнце. Его лучи никогда не смогут меня ни одолеть, ни ослепить. символ истинного достоинства, "которое может взирать на самое блистательное величие без опасности быть ослепленным и подавленным. Натуралисты, развивая эту мысль дальше, говорят, что старые орлы испытывают молодых, завлекая их под самые горячие солнечные лучи, и перестают заботиться о тех, кто не в состоянии вынести этого испытания. Их презирают, как выродившихся отпрысков." "Однако ты не царственный орел, "Если упал ты, ослепленный солнцем. Шекспир [Эмблемата-2; табл.15-9, с.166] Орел, улетающий от источника, в котором он купался. Он взлетает, освеженный и радостный. символ перерыв в делах, потребный на восстановление сил. псл. "Одна лишь работа без забов делает из джека тупого ребенка." псл. "Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем." [Эмблемата-2; табл.15-15, с.167] Маленьие птички устремляются к вишневому дереву, усеянному ягодами. Орлы летят туда, где лежит мёртвое тело. [EMSYI,таб.1-13,с.110] Символ высоты духа, как солнце, и духовного принципа в целом. Фигурой орла, означающего тепло жизни, начало, день, представлена в египетской иероглифической системе буква А. Орел - это птица, живущая при ярком свете солнца, и поэтому его считают в некотором смысле светящимся; он относится к стихиям воздуха и огня. Его противоположностью является сова, птица тьмы и смерти. Так как орел отождествляется с солнцем и идеей мужской активности, которая оплодотворяет женскую природу, он также символизирует отца (19). Кроме того орел характеризуется своим бесстрашным полетом, скоростью, тесной ассоциацией с громом и огнем. Он означает, таким образом, "ритм" героического благородства. От Дальнего Востока до Северной Европы орел является птицей, ассоциируемой с богами власти и войны. Он в воздухе равен льву на земле; поэтому его иногда изображают с львиной головой. Согласно ведической традиции, он также известен как посланник, т.к. является носителем сомы (опьяняющего напитка, употребляемого в индуистском ритуале). В сарматском искусстве орел является эмблемой молнии и воинственных устремлений. В восточном искусстве его часто изображают сражающимся; так же как и птицу Имдугуд (lmcluguti), которая связывает земного и небесного оленей за хвосты, или как Гаруду, нападающую на змею. В доколумбовой Америке орел имел сходный символизм, означающий борьбу между духовным и небесным принципами и Нижним Миром. Этот символизм возникает также в романском искусстве. В древней Сирии при идентификационном обряде орел с человеческими руками символизировал поклонение солнцу (культ солнца). Он также сопровождал души в вечность. Сходным образом в христианстве орел играет роль посланника небес. Теодоре (Theodoret) сравнил орла с духом прорицания; обычно его (точнее сам полет орла) также отождествляли с молитвой, возносящейся к Богу, и прощением, даруемым смертному. Согласно Св. Иерониму, орел - эмблема Вознесения и молитвы (50). Среди греков он приобрел особое значение (скорее аллегорическое, чем чисто символическое по характеру), связанное с похищением Ганимеда. Поскольку орел, по поверим, летает выше, чем любая другая птица, его рассматривали как самое удачное выражение божественного величия. Уже упоминавшаяся связь между орлом и ударом молнии подтверждена в македонской монетной системе и римских эмблемах. Способность летать и метать громы и молнии, подниматься так высоко, чтобы превосходить и разрушать более низкие силы, является, без сомнения, основной характеристикой всей символики орла. Как птица Юпитера, он является териоморфной бурей, "буревестником" далекой древности, - обраа, происходящий из Месопотамии, а оттуда распространившийся по Малой Азии (35). На римских монетах он изображен в виде эмблемы императорской власти и легионов. Его основное значение не меняется в алхимии, оно просто приобретает новый набор терминов, применимых к алхимической мистике: он становится символом птиц. Орел, терзающий льва, олицетворяет возвышение переменчивого над постоянным (т. е. согласно алхимическим равенствам: крылья равны духу; полет - воображению, или победе одухотворенной и возвышенной деятельности над инволютивными, материализированными тенденциями). Находясь в знаке Близнецов, орел и другие животные претерпевают полное или частичное удвоение. Таким образом возникает двуглавый орел (относящийся к символу Януса), который обычно изображается в двух цветах мистического значения: красном и белом. Во многих эмблемах, символах и аллегориях орел изображается несущим жертву. Это всегда ссылка на принесение в жертву низких существ, сил, инстинктов и на победу высоких сил (т.е. принципа Отца, Логоса) (50). Данте даже называет орла птицей Бога (4). Юнг, игнорируя множество значений символики- орла, определяет его просто как "высоту", со всеми следствиями, вытекающими из его специфического положения в пространстве. С другой стороны, созвездие Орла расположено как раз над Водолеем, который следует за движением птицы так близко, что кажется, будто его тянут за невидимые нити. По этой причине был сделан вывод, что Водолея следует отождествлять с Ганимедом, а также с "тем фактом, что даже сами боги нуждаются в воде с ураническими силами жизни" (40).

Важнейший символ, эмблема всевидящих богов неба и солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, победой, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Орел — властелин воздуха — один из наиболее однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем своем величии. Он не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Так, в греческом мифе олимпийским богам понадобился виночерпий, для чего за молодым кра савцем Ганимедом верховный бог Зевс послал орла (по другой версии, Зевс полетел сам, превратившись в орла). В другом мифе в орла превратился гнев Зевса и в таком виде терзал печень Прометея. Подметив, что орел может смотреть прямо на солнце не мигая, люди наделили его способностью переносить души на небеса, отсюда произошел и древнеримский обычай выпускать орла во время сжигания тела умершего императора. Иудейские представления, что орел может обжечь свои крылья на солнце, после чего падает в океан, откуда появляется с новой парой крыльев (Псалмы, 103:5), стали одним из символических мотивов христианского крещения. Орла изображают не только на купелях, но и на церковных кафедрах — как эмблему св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, несущего Слово Христо во.В средневековой христианской иконографии орел ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божьей и победой над злом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве).

Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, западноазиатской, индийской и восточных культурах. Орел с человеческими руками — древнесирийская эмблема солнцепоклонников. Орел часто был символом как шторма или грозы, так и солнца — то есть ассоциировался и со светом, и с плодородием. Гаруда, птица-человек, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображается сражающейся со змеями, персонифицирующими зло. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представл яет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как. например, в алхимии, где коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности). В мифологии индейцев Северной Америки орел пред стает символом неба и солнца. Единство и противоположность небес и земли символизировали в Центральной Америке орел и ягуар. Среди кочевников, особенно в Северной Азии, орел был шаманским символом Отца, его перья использовались в обрядах инициации и ритуал ах, в которых шаман «общался» с духами.

Орел, одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, в Древней Персии и в Древнем Риме его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как «птицу Юпитера». Хе тты использовали изображения двуглавого орла — свою эмблему, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых походов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США. В искусстве орел может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.

ХРИСТИАНСТВО

Обычно орла считают символом Воскресения. Такое толкование основано на раннем представлении, что якобы орел, в отличие от других птиц, летая вблизи солнца и окунаясь в воду, периодически обновляет свое оперение и возвращает себе молодость. Это толкование далее раскрывается в Псалме 102:5: «... обновляется, подобно орлу, юность твоя».

Кроме того, орел часто служит символом новой жизни, начавшейся с крещенской купели, а также души христианина, которая крепнет, благодаря добродетели. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы...» (Исайя 40:31). Орел способен парить в воздухе, поднимаясь так высоко, пока не скроется из виду, а также пристально' смотреть на палящее полуденное солнце. По этой причине он стал символом Христа. В более общем смысле он символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. Реже, когда орел изображается в качестве жертвы, он олицетворяет демона, пленяющего души, или грех гордыни и мирской власть.

Орел является особым атрибутом евангелиста Иоанна, ибо видение Иезекииля: «...и из средины его видно было подобие четырех животных... Подобие лиц их — лице человека и лице льва... лице тельца... и лице орла» (Иезек. 1:5,10), истолковывается как указание на четырех евангелистов. Орел стал символом Св. Иоанна, поскольку евангелист Иоанн в размышлениях о божественной природе Спасителя достиг неимоверных высот.

В более общем смысле орел стал символом вдохновляющей идеи Евангелий. Именно исходя из этого толкования, аналои, с которых читались Евангелия, часто делались в форме орла, расправившего крылья.