В египетском иероглифическом письме знак пчелы был определяющим в царской номенклатуре, отчасти из-за монархической организации этих насекомых, но скорее всего ввиду идей производства, творческой деятельности и богатства, связанного с добыванием меда (19). В притче о Самсоне (Судей XIV, 8) пчелы несут ту же смысловую нагрузку. В Греции пчелы были символом труда и послушания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах. В орфическом учении пчелы были воплощением души, не только по ассоциации с медом, но и потому, что они передвигаются роем, подобно душам, которые, как полагали орфики, "роем" отделяются от божественного Единого (40). В христианской символике, особенно в романский период, пчелы символизировали усердие и красноречие (20). У индоариев и мусульман они имели такой же исключительно духовный подтекст, как и у орфиков(50).
Символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Предполагалось, что пчелы партеногеничны и, таким образом, означали девственность и целомудрие. Их сущность - небесная, а мед - приношение высшим божествам. Часто пчелы символизируют звезды, и являются, таким образом, крылатыми посланиками, приносящими вести миру духов. Пчелы - посланницы божеств дуба и грома. Выгравированные на гробницах, они означают бессмертие. У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. Для китайцев пчела означала трудолюбие и бережливость. У христиан пчелы - это прилежание, стремление к порядку, продуманный порядок, чистота, непорочные девственницы, смелость, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, сладость, религиозное красноречие, упорядоченное и благочестивое сообщество, "которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность" (Эксултет Ролл), девственность Марии, которая произвела на свет Христа, символизируемого медом. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а церковь - с ульем. Пчела - эмблема святых Амвросия и Бернарда Клервосского. У египтян пчела - "подательница жизни", а значит символ рождения, смерти и воскрешения, а кроме того, трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, королевского достоинства. Эмблема фараонов Нижнего Египта. Слезы Ра, падающие на землю, становились рабочими пчелами. У ессеев имеется сравнение: "Королевские пчелы" - это священнослужители. Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, бессмертие (души усопших могут переселяться в пчел), чистоту; Деметру называли "чистой Матерью-Пчелой". Великая Мать также была известна как Царица Пчела, а ее священнослужительницами были Ме115зае, то есть пчелы. В греческом искусстве она была представлена символами льва и пчелы. Пифийская прорицательница в Дельфах была Дельфийской Пчелой. Служители в Элевсине назывались также пчелами. Пчелы являлись хранительницами красноречия и пения, "птицами Муз". Появление пчелы означало, что скоро придет незнакомец. Как эмблема Деметры, Кибелы и Дианы пчела была лунной и девственной. Пан и Приап содержали и защищали пчел. Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. Они также являются атрибутом Артемиды Эфесской. Пчелы летали вокруг Купидона, и одна из них однажды укусила его. У индусов пчела на лотосе - символ Вишну; синие пчелы на лбу - признак Кришны, а также эфира; пчела на вершине треугольника - это Шива, Мадхери "обходительный". Из пчел, олицетворяющих "сладкое мучение", состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. Пчела также изображается со львом. Сома, бог Луны, назывался пчелой. В исламе пчела - верная, разумная, мудрая, безвредная. Пчелы "помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти" (Ибн аль-Атир). В митраизме пчела - это душа, жизненный принцип, возникающий от быка, поскольку он связан с пчелой, живущей на костях буйволов и быков. Пчелы, как и волы, бесполы и считаются андрогинными. Пчела с кадуцеем олицетворяет Мерку рия, пастуха душ, где пчелы и есть эти души. У римлян рой пчел означал несчастье. Пчела без головы, как и лягушка без головы, отводит дурной глаз. Жезл с ульем наверху - эмблема Меллонии и Нантосвельты (в римской и германской мифологии). Согласно Вергилию, пчела - это "дыханье жизни". Порфирий приравнивает ее к справедливости и трезвости, а Се-нека - к монархии.
Лишь немногие животные играют в символике такую большую роль, как это насекомое, создающее целые государства, общества. Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел. На заре своего развития человек научился содержать пчел и добился таким образом больших успехов в обеспечении пропитания; мед служил не только для подслащивания и сбраживания, но и для изготовления лекарств, воск - для изготовления свечей, позже также для металлического литья в "поте- \ рянную форму" (по выплавляемым моделям), а в Египте также i для мумификации трупов. Там пчеловодство засвидетельствовано еще ок. 2600 г. до н. э., и пчела была иероглифическим символом нижнеегипетского царства. В Индии, где сбор дикого меда является доходным делом, пчеловодство заметных успехов не достигло; в Китае же оно культивируется с древних времен. Поскольку слово "пчела" (фень) звучит подобно выражению "графское достоинство", мы подходим близко к идее символи- нахо- :нный зшись слы)твоп-_ "Пу-[оляр-раща-везды. э пупа )а Ме-)бщем ый за!ывает i обънизма, ь-Земпреда-;вящен озднее 1 [енный J твовал 1 посвя- 1 ;метре. немно.волике это на: госу- 1 Древпроизкл. На ек нау(обился успехов я; мед [ащива1я изгодля из- также з "поте[лавляее также в. Там твовано и пчела мволом . В Ин- 1вляется ICTBO за[о; в Ки1 с древiBO "пчевыражево", мы имволической связи с направляющим карьеру. В остальном пчела была скорее не символом старания, а образом молодого влюбленного, лакомящегося девичьим цветом. Как и в Европе, в китайских сказках пчелы также помогают при поисках подходящей невесты. На Западе пчелу охотно называют "птичкой Марии" или "божьей птичкой", и она считается символом души. Тот, кто увидит во сне пчелу - улетающую прочь душу, - должен вскоре умереть. Однако если пчела залетит мертвому в рот, он снова оживет. "Пчелиным путем" представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых. В районе Средиземного моря преобладали в значительной мере курьезные представления о жизни пчел; они считались бесполыми, и это значило, что они якобы возникают из разложившихся туш животных. У них нет крови и они не дышат. В очеловеченных сравнениях пчелы предстают храбрыми, целомудренными, старательными, чистыми, живущими в согласии с государственным устройством и одаренными чувством прекрасного {"птицы муз"). "Пчелами" называли элевсинских жрецов и жриц. Так как зимняя спячка пчел приравнивалась к смерти, они считались также символом воскресения. Христианская символика не смогла уйти от этих сравнений. Образцовой считалась неутомимость пчелы в работе для своего сообщества. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, благочестивых прихожан с пчелами, собиравшими со всех цветов самое лучшее и пугавшимися дыма высокомерия. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности, для Бернара Клервоского - символом Святого Духа. В светском представлении пчела была символом королевской власти, так как пчелиная матка давно считалась королем. Французский герб с лилиями происходит предположительно от стилизованного изображения пчелы. Сладость меда стала символом "сладкого как мед" красноречия св. Амвросия и св. Иоанна Златоуста. Сладость меда служила также символом для Христа (кротость), однако в сочетании с острым жалом на всемирном Страшном суде. Заимствованное также из античного времени представление о том, что пчелы не сами производят свое потомство, а собирают с облетаемых ими цветов, сделало пчелу и символом Девы Марии. В средневековых книгах о животных описывается также "искусность и грация сотовой конструкции, равномерные шестиугольники ячеек, которые они (пчелы) ограничивают твердым воском и заполняют медом, который вытекает из росы и который они приносят от цветов... Мед идет на пользу в абсолютно равной степени как королям, так и обычным людям. Он служит не только для наслаждения, но и для здоровья, сладок для нёба и целебен для ран. Поэтому хотя пчела и слабосильна, зато она сильна мощью мудрости и любовью добродетели" (Унтеркирхер).
Прилежные пчелки находят цветочный сок,
Поэтому полно меда их восковое королевство;
Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца,
Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод(Хохберг, 1675).
В геральдике пчела выступает в большинстве случаев во многих ликах, как, например, на гербе корсиканской семьи Буонапарте, как символ любви к порядку и прилежания. В Древнем Египте царем Нижнего Египта был "принадлежащий пчеле", точно так же как символом Верхнего Египта был тростник.
Пчела на розе
Я похищаю твою сладость, не
причиняя вреда.
Символ правильного отношения к тому, чем мы пользуемся,
- ученый читает книгу, извлекая из нее полезное для себя знание, не
нанося ей какого-либо ущерба. [EMSYI,таб.19-12,с.184]
Пчелы, летающие над цветочной грядкой
Здесь мы собираем сладости.
Символ времени, употребленного с пользой. Беззаботная
бабочка порхает на своих разноцветных крылышках и потихоньку наслаждается
необыкновенными удовольствиями, которые только может найти. Занятый
своим нечестивым и черным делом угрюмый паук готовит свои коварные тенета,
направленные на разрушение и убийство, или умудряется вытягивать яд
даже из самых полезных и благодатных растений. В это же самое время
трезвая и трудолюбивая семья мудро использует это время, стараясь получше
обеспечить свое будущее и собирать обильные припасы целительных сокровищ.
И нам следовало бы побеспокоиться о том, чтобы собрать драгоценные сладости
и изысканные сокровища. [EMSYI,таб.59-13,с.355]
Пчелиный рой
Мы следуем за лидером.
Символ любви и подчинения. Об этом Шекспир писал:
Не сомневайся в нас. Пойдем туда, куда нас поведешь, Как пчелы, жалящие
в жаркий летний день, Ведомые вождем на сладкие луга. [EMSYI,таб.35-11,с.253]
Пчела над газоном с большим количеством цветов
Я выбираю только самые лучшие.
Символ олицетворяет хорошего ученого, который, подобно
пчеле в саду, изобилующем цветами, выбирает из великого множества книг
только те, которые содержат самые изысканные яства и наивысшие услады.
Человек, собирающий и извлекающий на свет божий эти сокровенные богатства,
обогащает себя, не обедняя при этом других. [EMSYI,таб.40-3,с.276]
Летящая пчела
Добродетель и милосердие.
Король (или, лучше сказать, королева) должен быть
для своих подданных тем же, чем является пчелиная матка (в английском
языке "королева") для роя пчел. Он должен превосходить всех как по своим
физическим данным, так и по уму. Кроме того, пчелиная матка не имеет
жала, а если и имеет, то не торопится его использовать. Подобно этому,
доброму королю не пристало торопиться с наказаниями своих подданных,
а находить удовольствие в проявлении милосердия. [EMSYI,таб.56-4,с.342]
Перевернутый и разворованный пчелиный улей. (См. рис. 10 в табл. 40.) [EMSYI,таб.51-5,с.322]
Пчела.
Символ означает необычайно трудолюбивого ремесленника.
Ей чужда праздность - она с необыкновенным усердием выполняет свою приятную
работу. [EMSYI,таб.50-14,с.319]
Пчелиный улей Учись у нас. символ представляет нам пчелиный улей, как некую школу, куда следовало бы направить на обучение многих из представителей рода человеческого. Благоразумие, трудолюбие, любовь к ближнему, стремление трудиться для общественного блага, экономия, чистота и опрятность, умеренность - все это достоинства и добродетели, которыми в изобилии обладают пчелы. Иными словами, они нам преподают урок по этим моральным дисциплинам. [EMSYI,таб.54-10,с.334]
Ей претит все, что сгнило и воняет.
Символ доброго и благочестивого христианина, который,
подобно пчеле, избегает прикосновения к чему бы то ни было грязному
и неопрятному и живет трезво и умеренно. Кроме того, пчела - большая
любительница сладкого и привыкла пить только из самых чистых источникотв.
Так же и благочестивый христианин должен избегать всяческого порока,
беречься от придуманных человеком законов, а принимать Слово Божие только
лишь из первоисточника. [EMSYI,таб.50-9,с.318]
Пчелиный улей
Мы приносим в улей мед,
И другие блгоденствуют
от наших трудов. псл- одни охотятся на дичь, а другие ее едят. [Эмблемата-2; табл.5-5, с.125]
Улей с пчелами.
Где пчелы там и мед.
символ"...трудолюбивая рука приносит богатство."
[Эмблемата-2; табл.15-5, с.166]
Своим мёдом она излечивает раны, которые сама наносит. См. 4-11, "… целительная сладость Благодати, пролившаяся на сердечную рану, сделанную чьим-то наказующим жалом, является единственным лекарством для ран, нанесенных угрызениями совести." [EMSYI,таб.49-7,с.314]
Пчела, подлетающая к лилии.
Ваша сладость очаровывает.
Символ "сладости мира сего, который слишком часто
соблазняет нас, что налагает слишком тяжкий груз, из-за которого мы
оказываемся не в силах взлететь высоко к небесам." "Запрещено подносить
в дар Господу мёд, который считается символом плотских удовольствий."
[EMSYI,таб.49-9,с.314]
Необыкновенно богатый смыслами символ, особенно как пример этической чистоты и нравственности, развитый в трудах писателей и проповедников. Среди качеств, приписываемых пчеле, — усердие, организаторские и технические способности, общительность, чистоплотно сть во всех смыслах, скромность, одухотворенность, мудрость, храбрость, умеренность, сдержанность, творческие способности, самоотверженность, красноречие («медовые речи») и просвещение (последняя ассоциация родилась по аналогии с восковыми свечами, при кот орых в прежние времена трудились ученые). Пчела символизировала королевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте, где, согласно традиции, пчела родилась из слез бога Ра. В хеттских мифах пчела со хранила мир от засухи, найдя потерявшегося сына бога ветров и погоды. Дикий мед в Золотом веке считался амброзией, пищей богов.
Пчелы являлись атрибутами или спутниками многих богов, включая великую античную богиню Кибелу, Артемиду (Диану), греческую богиню плодородия Деметру, жриц которой называли «пчелами». Ессейские священники также назывались «пчелами». Христиане продолжили эту традицию для описания монашеских сообществ, саму Церковь именуя при этом Ульем. Пчелиный мед и жало являются символами благодати и страданий Христа. Для Бернарда Клервоского пчелы олицетворяли Святой Дух. В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчела была аллегорией души. Как символ реинкарнации пчела является атрибутом индуистской религии. Голубая пчела на лбу — знак Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Пчела — символ воскрешения, если изображена на могильном камне, воз можно, потому, что ее зимняя спячка неверно истолковывалась как временная смерть. Другая ошибка относительно пчелы связана с Девой Марией: считалось, что пчела создает потомство таким же непорочным образом, как и цветы, на которых она кормится, что стало о снованием для признания ее эмблемой Девы Марии. Китайцы ассоциировали пчелу с непостоянством «разборчивых» невест.
Тростник и пчела для обозначения царя Верхнего и Нижнего
Египта
В одном этиологическом мифе рассказывается, как бог Солнца Ра однажды
плакал, его слезы падали на землю и превращались в пчел. Мед имел определенное
значение при составлении мазей. Одно из очень ранних изображений разведения
пчел заимствовано из рельефа святилища Ра из пятой династии. Доисторические
и раннединастические цари Нижнего Египта имели прозвище князь Пчела. В
противоположность этому верхнеегипетские правители назывались князь Тростник.
Пчела и тростник вошли затем в титулование царей следующего периода. В
городе Сане в дельте Нила храм Нейт был назван «Домом пчелы».
Благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия и порядка. Кроме того, поскольку пчела производит мед, она стала символом благоденствия и религиозного красноречия. Поэтому пчелиный улей стал общепризнанным атрибутом святых, прославившихся своими речами, таких как Св. Амвросий Медиоланский и Св. Бернард Клервоский, ибо говорится, что их слова были сладкими, как мед. Улей также является символом сплоченной религиозной общины. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Как производитель меда, являющегося символом Христа, а также в силу своей добродетели, пчела является символом непорочности Девы Марии.
Поскольку, согласно древней легенде, пчела никогда не спит, она стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели. (См. Улей, глава XIV.)