ПТИЦЫ

ПТИЦЫ

Птица. В Древнем Египте символ души. В этом значении она фигурирует в НАТЮРМОРТЕ. Она бывает в руках Младенца Христа или привязана на веревке (ДЕВА МАРИЯ, 13). Символ Воздуха (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ); атрибут ЮНОНЫ, когда она олицетворяет Воздух; атрибут Осязания (одного из ПЯТИ ЧУВСТВ). В аллегорических изображениях ВЕСНЫ (одного из ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА) птицы сидят в клетке, пойманы в западню, приручены. Птицы и рыбы созданы на пятый день СОТВОРЕНИЯ МИРА; они гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне (ИОАКИМ И АННА). ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (6) проповедует им. ГЕРКУЛЕС (6) перестрелял птиц-монстров - стимфалийских птиц. См. также отдельные виды птиц.

Любое крылатое существо символизирует одухотворенность. По Юнгу, птица благодетельна по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку (31), мысль и полет фантазии (32). Согласно индуистской традиции, птицы символизируют высшие ступени сущего. Приведем отрывок из "Упанишад": "Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица - Дживатма, вторая - Атма или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой"(26). Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве. Фразер приводит индуистскую легенду, в которой великан-людоед рассказывает своей дочери, где он держит свою душу; "В 16 милях отсюда растет дерево. Вокруг него рыщут тигры и медведи, кишат скорпионы и змеи; на верхушке дерева живет огромная толстая змея, на голове у нее маленькая клетка, в клетке птица, а в этой птице моя душа"(21). Эта традиция наиболее полно выражена в египетской символике, когда птица наделяется головой человека; в системе иероглифов этот знак соответствовал детерминативу Ба (душа), или понятию души, улетающей от тела после смерти (19). Такая человекоголовая птица встречается также в греческом и романском искусстве всегда в том же смысле (50). Однако идея души как птицы - обратная образному представлению - не предполагает сама по себе доброту души. Отсюда пассаж в "Апокалипсисе" (18,2), описывающий Вавилон как "пристанище всякому нечистому духу, пристанище всякой нечистой и отвратительной птице". Согласно Лойфлеру, птица, как и рыба, первоначально служила фаллическим символом, наделенным, однако, возвышающей силой, что предполагает очищение и одухотворение. Во многих сказках говорящие и поющие птицы символизируют любовную тоску (подобно стрелам и оводам). Птица также может олицетворять влюбленного. Птицы, добавляет Лойфлер, во многих мифах и легендах считаются разумными союзниками человека, ведущими свое происхождение от великой птицы-демиурга первобытных людей - носителя божественного послания и творца нижнего мира (земли); это объясняет позднейшее толкование птиц как посланников (38). Окраска птицы определяет ее вторичную символику. Синяя птица расценивается Башляром (3) как "результат воздушных потоков", т.е. чистое соединение идей; однако с нашей точки зрения этим можно объяснить лишь возникновение образа, конечной целью которого было нечто иное - создание символа невозможного, подобно голубой розе). В алхимии птицы воплощали активизирующиеся силы; положение птицы уточняло смысл образа: летящая ввысь - символ летучести или очищения, возгонки; бросающаяся вниз - осаждения и сгущения; объединение этих символов означало перегонку, дистилляцию. Крылатые существа, в сравнении с бескрылыки. симво^.чз-ировалч воздух, изменчизый элемент, в противоположность постокпног"?у. В то же время, как указывает Диль, птицы "и, в особенности стаи птиц - т.к. множественность всегда негативный знак - могут иметь недобрый смысл; например, бой насекомых символизирует силы в процессе растворения - обильные, беспокойные, неясные, раздробленные". Так, в мифах о Геракле птицы, взлетающие с заболоченного озера Стимфалос (воплощение душевного застоя и паралича духа), символизируют разного рода греховные желания (15). "Исполинская птица" всегда олицетворяет божествотворца. Индусы эпохи Вед изображали Солнце в виде огромной птицы - орла. или лебедя. В германской традиции также встречаются примеры солнечной птицы (65). Она может быть еще и символом бури; например, гигантская птица Храесвельг (персонаж скандинавских мифов), которая, как полагали, порождает ветер биением крыльев (35). В Северной Америке мифологическое Верховное Существо часто сравнивалось с большой птицей как персонификацией молнии и грома (17). Змея - грозный антагонист птицы. Однако, по Циммеру, только на Западе этот антагонизм обретает нравственный подтекст: в Индии же противопоставляются только элементы природы: солнечная энергия - текучей энергии земных океанов. Имя этой солнечной птицы - Гаруда, "Пожиратель nagas, или змей". Кюн в своей работе "Наскальная живопись Европы", рассматривая пещерный рисунок в Ласко (изображающий раненого бизона, убитого им человека и птицу на шесте), предполагает, что уже в эпоху позднего палеолита птица могла символизировать душу или состояние транса. Очень часто птицы символизируют души людей, подобные примеры встречаются уже в искусстве Древнего Египта. Иногда их изображали с человеческими головами, как, например, в греческой иконографии. "Мираж" повествует, что Мохаммед, попав на небеса, оказался на большой площади, где росло Дерево Жизни, плоды которого возвращают молодость. Дерево окружали рощи и аллеи лиственных деревьев, населенных множеством мелодично поющих птиц с чудесным оперением: это были души верующих. Грешные же души воплотились в хищных птиц (46). Т .о. птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и свяэей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и "высоту духа". В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тускулийский в своем "Sermon", описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби; другие - хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица; одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как [oорлица... Низколетящие птицы - символ приземленности желаний, парящие в вышине - олицетворяют духовные стремления (46).

Св. Хильдегард Бингенская (1098-1179) в своей книге о природе писала о птицах так: "Птицы холоднее, чем звери, которые живут на земле, потому что они появляются на свет не через такой большой жар вожделения. Их мясо чище, чем у земных животных, потому что они появляются на свет не голыми из матери, но покрытыми скорлупой. Некоторые живут наполненными огненным воздухом и стремятся поэтому, как огонь, всегда вверх. Они любят высоко летать и получают больше огненного воздуха, чем те, которые летают низко над землей. Птицы обозначают силу, которая способствует обдуманной речи, то есть заранее продуманной, прежде чем слово станет сверкающим деянием. Как птицы с помощью своих перьев поднимаются вверх и повсюду пребывают в воздухе, так и душа в теле благодаря мыслям возвышается и расширяется повсюду". Птицы в символике и мифологии обладают преимущественно позитивным значением. Исключением являются в античной мифологии стимфалийские птицы с острыми железными перьями, жившие в болотистой местности как олицетворение демонов лихорадки (Геракл отогнал их медными трещотками), а также птицеобразные гарпии, которые находили преступников и передавали их для наказания эринимм, так что в этом плане они, собственно говоря, действовали в рамках морали, но обладали ужасающим видом. В остальном же благодаря своим крыльям близкие к небу существа часто служили олицетворением человеческого желания освободиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Легенда об Икаре, который с помощью крыльев приблизился к Солнцу и рухнул в море, символизирует все-таки предостережение от заносчивости, от пренебрежительного отношения человека к естественным законам. Образы птиц часто представляют освобожденную от плоти человеческую душу; так же можно толковать изображения птицы с человеческой головой (частица души Ба в древнеегипетской мифологии) или - зачастую в доисторических наскальных картинах - птицеголового человека (что иногда также объясняют как образное обозначение полета галлюцинаций в состояниях измененного сознания). Птицы как посредники божественного волепроявления играли значительную роль в прорицаниях жрецов (авгуров) Древнего Рима, которые давали толкования птичьему полету. Птица, борющаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), олицетворяет преодоление низменных инстинктов посредством духовного начала. В древнеиндийских Упанишадах говорится, что на древе мира сидят две птицы: одна поедает плоды (символ активной жизни), другая - созерцает (символ стремления к медитации). В сказках часто речь идет о том, что тот, кто понимает птичий язык, наделен важными знаниями, так же как и человек, способный превращаться в птиц, и что птицы добрым (святым) людям приносят пищу. В поговорках и пословицах птице приписывается иногда сексуальное значение или с помощью птицы описывается умопомешательство в противоположность обычной символической оценке, которая прежде всего выражается в образах феникса или орла. См. также: Аист, Ворон, Ворона, Голубь, Журавль, Ибис, Коршун, Кукушка, Ласточка, Лебедь, Павлин, Пеликан, Перья, Петух, Райская птица. Сова, Сокол, Соловей, Сорока, Страус, Удод, Фазан, Цапля. Две птицы около дерева. Симметричная стилизация. Туркменский ковровый орнамент

Птица в ловушке как приманка для ловли других птиц. символобмана и предательства друга или родственника. [Эмблемата-2; табл.5-14, с.127] Райская птичка, несущая на спине своих птенцов. //Я возношу мое потомство к небесам. символ пользы хорошего воспитания, которое направляет нас к высшим идеалам. [EMSYI,таб.22-7,с.196] Птица в клетке Я в неволе. Душа подобна птице, а плоть подобна клетке, В которой ей приходится переносить Свое печальное паломничество. [EMSYI,таб.55-7,с.338] Райская птица в полете. //Считают, что эта птица не имеет лап и неспособна стоять на земле. Она, подобно нашей ласточке, постоянно находится в движении, питаясь в основном мухами и прочими насекомыми, носящимися по воздуху. символ олицетворяет людей, не обращающих внимания на дела земные, а главным образом заботящихся о делах небесных. [EMSYI,таб.55-6,с.338] Райская птица Это одна из самых легких птиц, обладающая таким замечательным оперением, что способна парить ^ воздухе, совершая едва заметные Движения крыльями. Фактически, она проводит в воздухе всю свою жизнь, и ей очень редко приходится стоять на цргах, за исключением тех случаев, когда она спит. Это, пожалуй, все, что по этому вопросу можно считать истинным и достоверным. Люди, которым очень нравится раздувать достоверные факты до размеров чудес, утверждают, что райская птица вообще всю свою жизнь проводит в воздухе, и может совершенно обходиться без пищи. [EMSYI,таб.61-10,с.362] Две птицы, клюющие одну виноградную гроздь Здесь не хватает места для двоих. символтщетной надежды на большой результат в малом деле. псл-Маленькая кухня слишком тесна для двух обжор. [Эмблемата-2; табл.7-2, с.133] Птица, привязанная к дереву Моя воля мне не принадлежит. символ потерянной свободы. [EMSYI,таб.58-6,с.350] Линяющая птица Я возвращаю ссбе молодость. символ воскрешения, когда наши тела будут воссозданы и прославлены. [EMSYI,таб.28-7,с.220] Птица, поющая на дереве. Я не знаю забот. Сладость выбора дарит радость и веселие. [EMSYI,таб.49-11,с.314]

Символ непреходящего, ДУШИ, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображенияе. Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молниии. Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ - ствол. Две птицы на дереве ( иногда одна из них темная, а другая светлая) олицетворяют дуализм, тьму и свет, проявленное и неявленное, два полушария. Птицы часто появляются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня. Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хтонические силы, находящиеся в состоянии войны. Легендарные птицы часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хтонической змее. Часто птицы сопровождают Героя в его подвигах или в поражении дракона, тайком подавая ему совет ("маленькая птичка мне сказала"), и Герой понимает язык птиц. Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе - единение духа и материи, или символ бога солнца. Согласно Платону, клетка с птицами похожа на наш мозг. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями. Птичьи когти изображаются в случае с Гарпиями, как темный, разрушительный аспект Великой Матери. В алхимии две соперничающих птицы - двойственная природа Меркурия, философской ртути, поив; то же самое можно изобразить, показав птиц, летающих вверх и вниз. У буддистов птица - символ Господа Будды; также означает благое предзнаменование. У кельтов значение птиц амбивалентно: они являются признаками божества и счастливого "того света", либо признаками колдовской силы и недоброжелательности, например, в случае с воронами и вьюрками. Туата может возникнуть в птичьем облике, блестящем плюмаже, весь обвязанный золотыми цепочками, когда он предсказывает важную весть. Птицы также служат вестниками богов. У китайцев большинство птиц, в частности журавль, павлин, петух - солярны и относятся к области ян, символизируя долголетие и хорошую судьбу. У христиан птицы - крылатые души, все духовное, души в раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. У египтян птица с человечьей головой означает способность души покинуть это тело по собственно воле. Птица Бенну воплощает душу Озириса и иногда идентифицируется с фениксом(см.); является созидающим принципом, производителем Космического Яйца. После смерти душа, Ка, покидает тело в виде птицы. В индуизме птица означает разумность, мышление: "Мысль - самая быстрая птица" (Ригведа), "Тот, кто понимает, имеет крылья" (Панчавимса Брахманан). Гаруда - птица жизни, Небес, Солнца, победы; она создатель и разрушитель всего; на ней передвигается Вишну; иногда ее идентифицируют с Фениксом. В исламе птицы -это души верующих, живущих на Древе Жизни. Души неверных вселяются в птиц, питающихся падалью. В японском синтоизме птица олицетворяет созидательный принцип. У маори птица-человек - это божество, всевидящий, всемудрый, символизирующий силу и храбрость. У скандинавов птица - дух, высвобожденный из тела, мудрость (см. ворон). В шаманизме птица - восхождение на Небо, медиумистическое и магическое путешествование. Во время совершения обрядов, шаманы носят одеяния птиц и перья. Одетая, как птица, душа может обрести крылья. В даосизме треногий красный ворон олицетворяет солярный принцип ян; он живет на Солнце и может символизировать Великую Триаду, три величайших силы космоса: Небо, Землю и Человека. См. также петух, орел, феникс, ворон и др.

Воплощение как человеческого, так и космического духа — символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес. В Египте душа каждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой, покидающего тело после смерти.

Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости, эта идея превосходно и точно выражена в пьесе Метерлинка «Синяя птица» (1908). В не которых культурах птицы считаются предвестниками болезней — обычно это вороны или грифы. Однако более распространено мнение, что птицы — благоприятный знак, например, в индуизме они символизируют любовь богов, пославших эликсир бессмертия («soma») челове честву. В эпосе «Упанишады» птицы сидят на Космическом Древе, одна ест, другая ее сторожит: они символизируют индивидуальную и вселенскую души. Во многих мифах птицы играют важную роль в создании мира или управляют природными силами, как, например, буревес тник у индейцев Северной Америки или птица-молния в Южной Африке. Птица-змея Кецалькоатль в центральноамериканской мифологии сочетает в себе небесную и земную власть, часто разделенную в других мифах, где борьба птиц со змеями изображает фундаментальный ко нфликт между светом и тьмой, духом и плотью. Первобытные и древнеегипетские живописцы, изображая человека с головой птицы, символизировали этим духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие.

Другая группа символов основана на идее, что птицы имеют контакт с божественными сферами, или. как Голубь Благовещения, доставляют послания оттуда. Кельты преклонялись перед птицами по этой причине. Шаманы украшали свою одежду перьями, надевали птичьи маск и, стремясь «долететь» с их помощью до высших уровней знания. Птицы, таким образом, считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли (что довольно далеко от современного уничижительного выражения «птичьи мозги»). Древние римляне гадали по полету птиц и их пению, что было, возможно, попыткой расшифровать высшие знания, к которым птицы, как предполагалось, имеют доступ. Во многих мифах, сказаниях и просто сказках птицы приносят полезные сведения великим героям. Австралийские аборигены поэтому относятся к птицам с большой подозрительностью, опасаясь, что они могут выдать врагам их секреты. Выражение «птичка на хвосте принесла» основано именно на этом древнем поверье. В западном искусстве птица может символизировать воздух или прикосновение. Пти цы в клетке (образ, который Платон считал метафорой ума) используются как атрибут аллегорической фигуры Весны. В Китае птица считается мужским символом (омоним слова «пенис»); тем не менее «дикая иволга» — идиоматическое выражение, обозначающее «девушку по вызову».

В Меланезии считалось, что птицы переносят послания между землей и небесами. Эта раскрашенная деревянная птица была найдена в Папуа — Новой Гвинее


ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Птицы: Птицеголовое смешанное существо с яйцом. Наскальный рельеф в юго-западной части острова Пасхи
- Легендарная птица Рох, несущая слона. Гравюра на меди. И. Страданус, 1522 г.