РЫБА

РЫБА

Рыба. Очень ранний христианский символ рыбы, используемый в этом смысле Тертуллианом (ок. 160-230). Верующие назывались pisciculli (рыбки), купель - piscina (буквально - пруд для рыбы, садок). Было замечено, что буквы греческого слова, обозначающего рыбу (IX0YS), составляют первые буквы слов (по-гречески): Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Символ рыбы, который стал заменять самого Христа, находится на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах. История ИОНЫ, символизирующая Воскресение, встречается в погребальном искусстве III века. Рыба является атрибутом АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО, проповедовавшего рыбам, ПЕТРА (апостола), епископа ЗЕНОНА (рыба висит у него на посохе). ТОВИЯ, сопровождаемый ангелом, несет рыбу. Ученики в лодке, ловящие рыбу, - ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ РЫБЫ - раздающие хлеб и рыб - НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ. Монета, извлеченная изо рта рыбы Петром, - СБОР ПОДАТИ (2). В светском искусстве морские божества, особенно ТРИТОНЫ и НЕРЕИДЫ, обладают рыбьими хвостами, иногда плавниками. Рыбоподобный морской бог старческого вида, преследующий женщину, - ГЛАВК И СКИЛЛА. Рыбаки на берегу реки иногда представляют Воду в аллегориях ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Рыбы,попавшие в сеть, и рыбы, на воле пытающиеся ее прокусить. символвеликодушия, помогающего выпутаться из стеснительных обстоятельств. [Эмблемата-2; табл.13-4, с.157] Мелкие рыбки, оставшиеся на берегу после отлива. //То, что должно было питать нас, предает и губит нас. символ изменчивости фортуны и опасности слепой веры в то, что изменчиво. [Эмблемата-2; табл.17-7, с.174] Мережа с пойманой и еще только устремляющейся в нее рыбой. символ разнообразия мнений. [Эмблемата-2; табл.17-8, с.174] Одна щука, пожирающая другую Она не щадит себе подобных. символ порочного человека, пожирающего ближнего ради пропитания, как щука. [Эмблемата-2; табл.17-9, с.174] Старый большой сом. символ почтенности возраста так как эта рыба "ни на что не годна, пока достаточно не вырастет и постареет." [Эмблемата-2; табл.17-11, с.175] Большая рыба в море Я достаточно сильна, чтобы действовать в одиночку. символ некоторых привилегий и доверия некоторых дел молодым людям, достигшим более зрелого возраста. [Эмблемата-2; табл.17-14, с.175] Сеть, в которую попалась рыба Нас вдруг, неожиданно поймали. символ означает обманчивость нашей жизни, которая подвержена тысячам непредвиденных случайностей. Тем самым подтверждается наблюдение проповедника: "Человек так же точно не знает времени своего, как и рыбы не знают, когда будут пойманы в сеть погибельную. " Также и сыны человеческие будут схвачены во время злое, когда наступит оно для них. [EMSYI,таб.37-7,с.262] Попавшаяся в сеть рыба, держащая во рту кольцо Никак не ожидали. символ демонстрирует, что Фортуна иногда наносит нам довольно неожиданные впзигы, и, как правило, в такие времена, когда мы ее менее всего ожидаем. [EMSYI,таб.42-13,с.287]

населяют воды и в глубинной психологии рассматриваются как символы бессознательного, воплощение тех структур личности, которые взаимодействуют с плодородием и животворными силами ее внутренних, "материнских миров". Во многих древних религиях рыбы связываются с богинями любви и плодородия. В то же время рыба "холоднокровна", в символическом смысле "не охвачена пылкими страстями" и поэтому является предметом сакральных трапез и жертв. В силу этого составленный из начальных букв греческих слов, образующих теологическое понятие lesous Christos Theou Hyios Soter (Иисус Христос, сын Божий, Спаситель), акростих Ichthys (греч. - рыба), как символ рыбы считался тайным паролем христиан, находящихся во враждебном окружении язычников. Фактом является и то, что символы рыбы в раннем христианстве существовали вплоть до 4 в" но упомянутая выше интерпретация не была единственной. Водосвятие, крещение как погружение в воду (см. Омовение) крестной купели (piscina, дословно рыбный садок), сравнение апостолов с "ловцами человеков" следует отнести сюда в первую очередь. В средиземноморских культурах рыба, помимо этого, считалась, да и поныне считается, символом счастья, что видно по обычаям встречи Нового года. Дальнейшее расширение значения символа исходит из астрологических особенностей "эпохи Рыб". Сопряжение, соединение планет Юпитера и Сатурна троекратно произошло в 7 г. до н.э. (предположительно реальный год рождения Христа) под зодиакальным знаком Рыб, точка весны также находится под этим знаком. Иисус означал первое воплощение "эпохи Рыб". Новообращенные именовались Pisciculi (рыбки), примыкая к Ichthys (так у Тертуллиана, 150-230), а рыба, как таковая, вместе с хлебом представляла собой символ божественной трапезы. Согласно христологическим представлениям, в период всемирного потопа рыбы не были подвергнуты Божьему проклятию и христиане в обряде крещения уподобляются рыбам. В средневековом искусстве легендарная рыба, называемая Trinakria и состоящая из трех туловищ и одной общей головы, символизирует Троицу. Нередки рыбы как атрибуты святых, например св. Брандана и Макловия Мореходов, а также Петра, Андрея, Елизаветы Тюрингской, Антония Падуанского, который проповедовал рыбам. В библейской типологии, усматривающей в Ветхом завете указания на Новый завет, ситуация с большой рыбой, проглотившей пророка Иону и вновь извергшей его, толкуется как символ погребенного и затем воскресшего Христа. В Древнем Египте рыба служила пищей простого народа, а для благородных персон (правителей, жрецов) являлась запретной. В качестве безмолвных обитателей глубин рыбы производили весьма зловещее воздействие и фигурировали в мифах в негативном контексте (например, как пожиратели фаллоса бога Осириса, убитого Сетом). Однако отдельные виды рыб почитались как божественные и сакральные, например угорь бога города Гелиополиса и окунь богини Нейт. В этом проявляется противоречивое понимание человеком своих глубинных духовных структур и их содержания, которые, подобно случаю со змеем, могут быть оценены как положительно, так и отрицательно. Сказочные рыбы-монстры из старинных книг о животных ясно иллюстрируют как очарованность, так и запуганность людей обитателями глубин. В древнеиндийских мифах рассказывается, что бог Вишну во время большого наводнения обратился в рыбу и спас праотца людей Ману. В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия, а рыба вместе с водой означали метафору сексуального удовольствия. В Японии рыба (сакама) относится к основным продуктам питания населения и потребляется в сыром (сасими), вареном или жареном виде. При этом многие виды рыб рассматриваются как традиционные символы, например, карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, - как воплощение мужества, выносливости и выдержки. К "празднику мальчиков" 5 мая перед домами укрепляются стяги с шелковыми карпами по одному на каждого мальчика этого дома. В алхимической картине мира две рыбы в одной реке представляют два элемента - серу и ртуть в растворенной форме. При истолковании сновидений в психоанализе рыба означает пенис, что, кстати, в бытовом жаргоне тюркского языка находит соответствие в обозначении "одноглазый рыбчик". В астрологической символике Рыбы - последний знак зодиака (см. также Звезды), которому подчинена, согласно воззрениям многих астрологов, современная эпоха. Свойствами "родившихся под знаком Рыб" считаются, например, стремление к братству и миру, совершенству, предупредительность, "кропотливое корпение" вплоть до получения результата, а также "неукротимая плодовитость". Специалист в области глубинной психологии Э. Эппли отмечает, что рыба, как существо немое и холоднокровное, вследствие своей способности проворно продвигаться в водной стихии, вызывает восхищение и зависть. Мясо рыбы - не совсем мясо, поэтому его вкушают и в постные дни. Чудо "умножения хлебов" (Лк 9:17) затрагивает и рыбу как пищу. "Столкнуться с рыбой в себе, если рассматривать это в целом, означает встретиться с холоднокровными праформами человеческого существования, с очень глубоким слоем души... Поэтому тот, кто совершил глубокое проникновение в свое подсознание, как это произошло с пророком Ионой, бывает на время поглощен им ("большой рыбой", "китом"). И, преобразованный, извергается он на светлый брег некоего нового сознания". Достойно упоминания то, что в античности, вследствие незнания образа жизни рыб, они считались, например, Аристотелем, однополыми, и это, безусловно, предопределило понимание их места в соответствующей символике. Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, а раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба. "Перстень рыбака" (Annulus piscatopis), который носит папа римский, восходит к евангельскому рассказу (Лк 5:4-6) о "богатом улове" апостола Петра.

Фаллический символ плодородия, воспроизводства, жизни возобновляемой и поддерживаемой. Также символизирует силу вод, как источника жизни и ее хранителя. Как элемент воды, связывается со всеми аспектами Богини Матери как прародительницы и со всеми лунными божествами. Рыба с хлебом и вином была священной пищей мистических религий. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия, таким как Атаргатис, чей сын Ихтис был священной рыбой, а также богине Иштар, Нине, Изиде и Венере. Их день был пятница, и в этот день ели рыбу в их честь, и в то же время - пытаясь приобщиться к плодовитости рыбы. Рыбы также олицетворяли приверженцев и учеников, подвизающихся в водах жизни. Рыбы, изображенные вместе с птицами, являются хтоническими и имеют погребальный оттенок, олицетворяя надежду на воскресение. Божества рыб и боги моря, едущие верхом на рыбах или дельфинах, означают независимость движения в воде, возможность всего. Рыба, плывущая вниз, означает движение, вовлекающее дух в материю; а плывущая вверх, - возвращение к единству. Две рыбы означают светскую и духовную власть. Три рыбы с одной головой олицетворяют единство троицы. Этот символизм наблюдается в Египте, в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской и французской иконографии и встречается почти повсеместно с древности до настоящего времени. Три переплетенных рыбы - символ Троицы. В алхимии рыба - тайная субстанция. В буддизме она символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей. Будда - ловец людей. В кельтской мифологии севрюга и форель ассоциировались со священными источниками как символами высшего знания богов. Бог Нодон был рыбаком. В китайской мифологии рыба символизирует изобилие (рыба и изобилие являются омофонами в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора. Одна рыба означает одинокого человека, сироту, вдову или холостяка; две рыбы - радости союза, брак, плодородие. Рыба - эмблема Гуань-иня, а также Танской династии. В христианстве рыба означает крещение, бессмертие, воскресение (знак Ионы). Священная рыба с вином и корзина хлеба олицетворяют Евхаристию и Тайную Вечерю в христианском искусстве. Отцы церкви называли верующих р15с1счII ("рыбочки"), а апостолы были "ловцами человеков". Христос символизируется аббревиатурой 1СНТНЦ5 (Иисус Христос - Сын Божий, Спаситель). Рыба представляла Христа в римско-христианской церкви, но не в греческой ортодоксальной. Рыба является эмблемой святых Антония Падуанского, Хризогона, Конгалла, Корентина, Бенно, Петра Рыбака, Маврикия, Ульриха, Зенона. Три рыбы с одной головой означают Троицу, а три сплетенных рыбы - крещение под Троицей. У египтян рыба - фаллос Озириса. Две рыбы являются созидательным принципом, процветание Нила, плодородие; эмблема Изиды и Хатхор. Усач означает нечистоту, ненависть; эмблема Пифона как иррационального и страстного элемента в природе. У греков рыба - атрибут Афродиты как символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых. Орфей был ловцом людей. У евреев соепа рига - пища Субботы, еда благословенных в раю, символ небесного Варуны - золотая рыба, воплощающая силу вод и спасшая Ману от потопа. Рыба означает также богатство, плодородие и является атрибутом божеств любви. Две рыбы, переплетенные в виде круга, образуют йони. У японцев рыба - любовь (является омофоном карпа); атрибут Гуань-она. У мандеев рыбу едят ритуально во время обрядов, связанных с мертвыми. У римлян означает похороны, жизнь новау в мире следующем; эмблема Венеры, пиршества в предстоящей благословенной жизни. Рыбы - это верующие Израиля в их истиной стихии, в водах Торы. Старая еврейская пасха была в месяце Одар, т. е. рыбы. У индусов рыба - средство передвижения Вишну как Спасителя во время его первых инкарнаций, когда он спас человечество от потопа и основал, новую расу, начавшую жизнь нынешнего цикла. Символ как символ любви и плодовитости, и Нептуна как символ силы вод. У скандинавов рыба - атрибут Фригга как символ любви и плодовитости. В шумеро-семитской традиции рыбья кожа применялась в качестве териоморфного одеяния жрецами ЭаОаннеса, Владыки Пучин, который также изображается в виде рыбы-козла или рыбы-оленя. Головной убор в виде рыбы жрецов Эа впоследствии стал митрой христианских епископов. Рыба - это эмблема Таммуза и Эа как фаллических и мужских божеств, но в связи с Иштар, она олицетворяет женский принцип. любовь и плодородие. Адапа Мудрый, сын Эа, изображается как рыбак. В Ассирии рыба появляется с топором, видимо как лунная и солярная сила, а также сила вод и богов Неба. С топором возникает она и на Крите. В Финикии, Фригии и Сирии рыба была евхаристической пищей жрецов Атаргатис, у которых имелись священные бассейны с рыбой; она была эмблемой божеств любви и означала удачу. Зодиакальное значение: противоположно изображенные рыбы означают тайную субстанцию; козерог изображается в виде рыбы-козла. Рис. 149. Рыба и крест, обрамленные победоностньм венцом. (Гностический рельеф, IV век.)

Позитивный символ, связанный с плодородием, сексуальной гармонией; фаллический знак. Однако известен, прежде всего, как раннехристианский символ Иисуса Христа. Буквы греческого слова «рыба» («ichthus») образуют акроним слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаси тель» (lesous Christos Theou Huios Soter). Эта эмблема в качестве секретного знака Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах в римских катакомбных церквах. Евангельские тексты подчеркивают этот символизм: упоминается о чудесной ловле рыбы, в которой принимал участие Иисус; сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский); рассказывается о кормлении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке называлось «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Рыбу изображали в сценах Тайной Вечери в связи со священным католическим обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо. Изображение трех сплете нных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы. Такому символизму предшествовала многовековая иудейская традиция (рыба — эмблема правоверных иудеев, а также обычная пища во время шаббата и в иудейском раю). Священное значение приписывали рыбе такж е жрецы культа Эйи, месопотамского бога воды и мудрости. В индуистской мифологи рыбы считаются созданиями, обладающими абсолютной свободой, которым не грозит Потоп, а также предстают как спасатели — инкарнации богов Вишну и Варуны. Изображаемые на подошвах Будды, они символизировали освобождение от бремени мирских желаний. Будду и Орфея называли «ловцами людей». Сексуальный символизм рыбы присутствует во многих культурах, что связано с их обильной икрой, с водой — эмблемой плодородия, а также сравнением рыб ы с пенисом. Они ассоциируются с богинями луны и материнства и деторождением. В Китае рыба — эмблема изобилия и удачи.

ХРИСТИАНСТВО

Чаще всего рыба используется в качестве символа Христа, поскольку пять греческих букв, образующих слово «рыба» являются начальными буквами пяти слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (ихтис). Именно в таком смысле символ рыбы часто использовался в искусстве и литературе раннего христианства. Кроме того, рыба служит символом крещения, ибо как рыба не может жить без воды, так и истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения.

В религиозном искусстве эпохи Возрождения рыба используется в качестве атрибута Товии, поскольку рыбья желчь восстановила зрение его отцу Товиту. Кроме того, рыба является атрибутом Св. Петра, поскольку он был рыбаком, а также Св. Антония Падуанско-го, который проповедовал рыбам.

ЕГИПЕТ

Рыбы всегда считались нечистыми существами. Посвященным лицам, таким как царь, жрецы и просветленным умершим рыбу не должны были давать в пищу. С распространением веры в Озириса рыбы стали соотноситься со злым Сетом. По словам Плутарха, народ верил, что лепидот (нильский карп), оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид леща) вообще сожрали фаллос разорванного на куски Озириса. Поэтому в определенные праздничные дни рыб приносили в жертву богам, и этих тифонических животных сжигали или затаптывали. С другой стороны, рыбы считались также и священными животными. В Мендесе богиню Хатмехит почитали как «первую из рыб»; рыба, которую она носила как символ на голове, не очень точно определена (дельфин или шильба?). Латос (нильский окунь) был посвящен Нейт. Особое поклонение находил оксиринхос, который вопреки вышеупомянутому сообщению был рыбой Озириса, так как он, должно быть, возник из раны бога. Эта рыба была также приписана Хатор из Эсны, и ее иногда изображали на короне Хатор. Рыб связывали даже с солнцем: Хромис со своими розовыми плавниками и лазурно-голубой абду (рыба Абидоса) сопровождали ладью Солнца и сообщали о приближении враждебной змеи.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

- Рыба, пораженная стрелами. Гравировка на створке раковины. Культура Спиро-Маунд. Оклахома (США)
- Рыба в виде уробороса, означающая "Д" в "Чинопоследованиях мессы". Национальная библиотека. Париж, кон. 8 в.