СЕТЬ

СЕТЬ

Сеть. Атрибут апостола АНДРЕЯ. Влюбленные, накрытые сетью, - Венера и Марс (ВЕНЕРА, 8).

Олицетворяет ловушку, затруднительное положение. Сеть - атрибут и принадлежность всех связывающих богов (см. связь, узы). Ловушка является отрицательным аспектом женской силы, Великой Матери, которая часто является богиней сетей. Сеть - это символ сложных отношений, выходящих за пределы простой временной последовательности, а также отношений, не имеющих пределов, структуры, сформированной из видимого и невидимого. Сеть также символизирует союз. У китайцев «небесная сеть» - это звезды на небосводе. В христианстве сеть — двойственный символ: это неразрушимая сеть церкви и, в то же время, силки дьявола. Атрибут учеников Христа как «ловцов человеков». У египтян есть «сеть подземного мира». В греко-римской мифологии сеть - атрибут Гефеста (Вулкана) как бога-кузнеца и связывающего бога. В орфическом и семитском культах рыбы сеть - это Божественное Слово, « великая сеть, связующая Небо и Землю». У скандинавов сеть - атрибут богини Ран, «Похитительницы». В шумеро-семитской мифологии в культе рыбы «великая сеть связывает Небо и Землю»; эмблема связывающих богов. К богу Бэлу обращаются как к «сети уловляющей», а Мардук побеждает Тиамат при помощи сети. Иштар - богиня сетей. В даосизме небесная сеть означает единство. сетеподобное сплетение; в пластическом воспроизведении покрывало некоторые камни-пупы, причем его функция не определена (может быть, этим удерживались сверхъестественные существа, которые избрали пуп своим местопребыванием?). В греческом мифе бог кузнечного дела Гефест (лат. Вулкан) обвивает свою неверную супругу Афродиту (Венера) и ее любовника Ареса (Марс) во время любовного акта сетью из нервущейся бронзовой проволоки, чтобы подвергнуть обоих насмешкам богов. Эта сеть богини любви может пониматься как реквизит ее первоначальной роли - богини моря и рыбной ловли (Ранке-Гравес). Сеть является вообще символом ловли, что соответствует ее нормальной функции. Северная богиня моря Ран, дочь Эгара, ловит ею утопленников и отводит их в свое царство мертвых. "Хитроумный" герой полинезийских мифов Мауи поймал в сеть Солнце и похитил огонь, чтобы подарить его людям. В Древней Персии сеть - символ мистика, который стремится "поймать" ею озарение. В Евангелии от Луки говорится о богатом улове рыбы сетями на Геннисаретском озере (5:1-11), прообразе более поздней "ловли человеков" апостолами. В Индии сеть паука, благодаря ее лучеобразной структуре, является Символом космического порядка, а также символом божественного духовного излучения. В области Гималаев сходно построены состоящие из прутьев и нитей "сети для ловли демонов", которые приносят злым духам гибель. В Индии паучья сеть является также символом обманчивого чувственного мира (майи), который держит в объятиях слабых людей, но который может быть разорван мудрецами. В стихах Гуго Тримбергского (1230-1330) "Сеть дьявола" (ок. 1290) благочестивый отшельник заставляет дьявола выдать свою стратегию. Тог сообщает, что его служители (чванство, зависть, ненависть, алчность, обжорство, распутство и ярость) отправляются в путь с большой сетью, чтобы улавливать людей всех званий и профессий - обратная картина по отношению к "богатому рыбьему улову" апостолов. Сеть. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г. .

Приворот и другие подобные магические действия. Символизм основан на способности этого неопасного на первый взгляд предмета (состоящего к тому же в основном из дыр) совершенно лишать свободы двигаться. В Евангелии от Луки описано, как Христос велел использ овать сеть, чтобы выловить невероятно большой улов, и, продемонстрировав таким образом Свою силу, привлек к Себе учеников, которые сами должны были стать «ловцами человеков». Сатана, как тайный ловец душ, изображался часто с огромной сетью в руках. В древн ости сети — символ мистической власти, они были атрибутом главного бога вавилонского пантеона — Мардука, который с их помощью подчинил себе Тиамат, богиню хаоса и первичного океана. Исламская традиция, происходящая из Ирана, считала мистическую сеть средст вом, с помощью которого можно постигнуть Бога. Кажущееся скорее поэтическим даосское изображение звезд как «сети небес», протянутой через космическую дыру, на самом деле — метафора космического единства. В искусстве сеть часто является атрибутом морских бо гов, таких, как скандинавская богиня Ран, которая собирает души утопленников в свои сети. Древнегреческую богиню Афродиту (в римской мифологии Венеру) и бога Ареса (Марса) иногда изображают с наброшенной на голову сетью. Как следует из мифа, Гефест (Вулкан ) поймал в бронзовую сеть свою супругу Афродиту, когда застал ее изменяющей ему с богом войны.

Сеть несет в основном созидательный символизм ткачества и ткацкого станка, как образ структуры космической и индивидуальной судьбы. В особенности это касается тонкой сети — эффектной буддийской эмблемы майя (мира иллюзий), колеса бытия и циклов времени.