Собака. На Востоке считалась нечистым и воровским животным; она редко упоминается в Библии, и то лишь в отрицательном смысле. Для Плиния Старшего ("Естественная история", 8:40) она была, наряду с лошадью, наиболее преданным человеку животным - добродетель, которую она символизирует в средневековом и более позднем искусстве. Собака сопровождает ОХОТНИКА. Она является атрибутом ДОМИНИКА (с горящим светильником в пасти); МАРГАРИТЫ КРОТОНСКОЙ (обычно спаниель); РОХА (пилигрима, которому она в пустыне принесла хлеба). В живописи доминиканской традиции собаки (domini canes [лат. - "псы Господни"] - каламбур из имени монаха) могут изображаться отводящими волны (еретики), накатывающиеся на корабль (вера). На ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ собака может лежать рядом с Иудой. В библейских сценах она сопровождает ТОВИЮ и ангела; нищего у калитки дома богача (БОГАЧ И ЛАЗАРЬ); хананеянку, склонившуюся на колени перед Христом (ДОЧЬ ХАНАНЕЯНКИ, ХРИСТОС ИСЦЕЛЯЕТ Д .X.). Апостол АНДРЕИ изгоняет семь псов, одержимых демонами. В античных сюжетах собака является атрибутом охотницы ДИАНЫ. Собаки Актеона кидаются на своего хозяина (ДИАНА, 3). Они сопровождают охотников Адониса (ВЕНЕРА, 5) и Кефала (КЕФАЛ И ПРОКРИДА; АВРОРА). В аллегорических сюжетах собака является атрибутом персонифицированной ВЕРНОСТИ. В портретной живописи, лежа у ног женщины или у нее на коленях, она указывает на супружескую верность или, если это вдова, на ее верность памяти мужа. Собака имеет аналогичное значение в парных супружеских портретах. В противоположном смысле собака иногда является атрибутом ЗАВИСТИ. Она сопровождает МЕЛАНХОЛИЮ (один из ЧЕТЫРЕХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ), Обоняние (одно из ПЯТИ ЧУВСТВ) и является частью трехглавого монстра, символизирующего БЛАГОРАЗУМИЕ. Многоголовый (обычно трехглавый) пес - ЦЕРБЕР.
Олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати). Плутарх говорит, что собаки символизируют «консервативное, бдительное, философское начало в жизни». «Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой,- означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами» (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых, психопомп. Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака - посредник между лунными божествами. В Египте и Шумере она солярна. Ассоциируется со всеми посланниками богов и богами разрушения. Является атрибутом Анубиса и Гермеса (Меркурия) . Собака и выдра специально отмечены как «чистые животные» в зороастризме, а убивать их - грех. У Гекаты были свои «боевые псы». У северных народов Гармр, «пожиратель», часто изображается псом Бримо, или его сопровождает собака. Иногда собака сопровождает Пастыря Доброго. Обычно она - спутник целителей, таких как Эскулап, а также всех охотниц и Богинь-Матерей. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Черная собака, олицетворяя колдовство, дьявольские силы, проклятие, смерть. Кошки и собаки, будучи приближенными ведьм, могут олицетворять их в качестве насылателей дождя. Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху. Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света. Собака часто является культурным героем или мифическим предком. Кроме того, будучи спутником в жизни, она остается им после смерти, заступается за мертвых перед богами подземного мира. Она также умеет вызывать огонь и управлять им, либо изобретя огонь трением, либо, как в некоторых культурах, подглядев, как мужчины делают огонь, и передав этот секрет женщинам. В связи с огнем собака принимает сексуальный символизм, поскольку сексуальная сила и огонь связаны. У африканских племен собака - культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям. В алхимии собака с волком олицетворяют дуальную природу Меркурия, философской ртути, ноуса. У американских индейцев она взаимозаменяема с койотом; животное грома; приносит дождь; изобретатель огня и, также как и койот, культурный герой и мифический предок, заступник и посыльный. Чтобы вознести Молитвы к иному миру, ирокезы приносили в жертву под Новый Год белую собаку. У ацтеков Ксолтль, Бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки и является покровителем собак. Собака была психопомпом, и ее часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Последним знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, когда не было времени, была собака, символизирующая смерть и, одновременно, воскресение. В буддизме Львиная Собака — страж Закона, недвижимое подчинение и подавление страстей через Закон. Это также атрибут Ямы, Бога Мертвых. У кельтов ассоциируется с целительными водами и сопровождает богов охоты, войны и героев, а также богацелителя Ноденса. Суцеллоса также сопровождает собака. У китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относится к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связаной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. Львиная Собака Будды часто изображается в китайском искусстве. У христиан означает верность, бдительность, супружескую верность. Как хранитель стада собака олицетворяет Доброго Пастыря, епископа или Рис. 164. Собакоголовый Апубис в одной из сцен путешествия души по царству мертвых. (Древнеегипетская настенная живопись.) проповедника. Черные и белые собаки - знаки ордена Доминиканцев. Собака - эмблема святых Бернарда, Роша (которого кормила его собственная собака), Сайи, Тобиаса Венделина. У египтян она сокологлавый проводник к солярному богу, помогающий держать Солнце на верном пути. Посвящена Анубису, богу с шакальей или собачьей головой, и Гермесу, как богу-посланнику. Является атрибутом Великой Матери, Аменти. В греческом языке термин «циник» (собака) носит презрительный оттенок, предполагает наглость, лесть. Согласно Гомеру, собака бесстыдна, но также является психопомпом. Атрибут Гермеса (Меркурия) в качестве как посланника бога, так и Доброго Пастыря, сопровождаемого своим псом Сириусом, «всевидящим стражем». Сириус сопровождает также Ориона. Собака, будучи связаной с Эскулапом, может исцелять, давать рождение в жизнь новую; ее верность переживает смерть. Собаки Гадеса олицетворяют неприветливость рассвета и сумерек, опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы. Пес-чудовище Цербер стережет вход в подземный мир. У Гекаты есть псы войны, и ей приносят в жертву собак на перекрестках; их также приносили в жертву Эйлейфии. Посвящены также Гераклу (Геркулесу) и Диане (Артемиде). У евреев означает нечистоту. У индусов охотничий пес - атрибут или спутник Индры; пес с четырьмя главами олицетворяет Яму, бога мертпых, и отличается тем же символизмом, что и Гадес. В исламе собака — нечистота; допустима только в качестве сторожа. У японцев: защита, страж. У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию. В митраизме, будучи психопомпом, собака связана с жертвой быка, и в этом случае изображается со змеей и скорпионом. У народов Океании собака - изобретатель огня, принесший его людям. На парой имеется саг-диг, белая собака с желтыми глазами, или же белая с четырьмя глазами. Символизм их не объяснен, но возможно, это психопомп, поскольку собаку подводят к ложу умершего, и она сопровождает погребальную процессию. Смерть женщины при рождении требует двух собак для двух душ. У Одина (Бодана) есть две собаки и два ворона в качестве советчиков. Пес-чудище Гармр охраняет вход в подземный мир. В шаманизме собака - посланник духов леса. В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими; в финикийской иконографии собака сопровождает Солнце и является эмблемой Гала, великого целителя. Собака является составной частью символики Богини-Матери и аккадского Белитили, чей трон держится на собаках, либо собака сидит у его трона. Атрибут Астарты.
Собака, лающая на звезды. символ завистливых людей, которые попусту злословят, не привлекая внимания окружающих. [EMSYI,таб.51-8,с.322] Собака на цепи. //Я привязана только для того, чтобы при необходимости меня выпустили на врага. символ гнева Всемогущего, который умеряется лишь на короткий период с тем, чтобы при необходимости обрушиться на грешников. У Шекспира этот символ означает власть предержащую. //Ты не видел разве крестьянских собак, которые лают на нищего, и как иногда тому приходится убегать от злых собак со двора? Вот, глядя на них, ты можешь получить самое лучшее представление о властях. Собаке, когда она на службе, следует подчр^яться. [EMSYI,таб.36-14,с.258] Собака под сияющим солнцем Нет ничего более страстного и более верного. символ олицетворяет страстное желание служить и помогать, верность и преданность. [EMSYI,таб.52-9,с.326] Собака, лающая на луну. символзлословия [Эмблемата-2; табл.6-11, с.130] ср псл- собаки лают-караван идет. //Она понапрасну тратит силы. символистинное достоинство выше нападок. [Эмблемата-2; табл.7-7, с.134] Собака, подминающая лапами зайца Ради славы, а не ради добычи. символвеликих деяний "одно завершение которых должно принести желаемый эффект, независимо от личной заинтересованности. Таким образом, играющие собаки не слишком хотят вкусить костей того, кого они так жадно выслеживали. [Эмблемата-2; табл.6-12, с.131] Собака, скребущая лапой по могиле своего хозяина. //Оно нс покинет его даже в могиле. символ человека, хранящего любовь и подлинную верность, подобно любящей собаке, - самому верному из всех сотворенных Богом существ. Такой человек находится рядом со своим возлюбленным не только во всех превратностях своей судьбы, но и после смерти. Когда милый друг лежит уже в могиле, собака еще долго сохраняет чувство благодарности к любимому хозяину. [EMSYI,таб.44-4,с.293] Собака, грызущая кость Вот это подмога. символ заботы божественного Провидения, которое всегда готово оказать нам определенную помощь и поддержку в тот момент, когда мы находимся в большой нужде. [EMSYI,таб.43-14,с.291] Собака, бегущая по дороге Я ищу своего хозяина. символ любви и верности. [EMSYI,таб.58-14,с.351] Собачий ошейник, снабженный остриями. (См. рис.З в табл .34.) [EMSYI,таб.58-3,с.349] Собака, удаляющая солому, перед тем как ей лечь. символзаботы и осмотрительности. Ш[Эмблемата-2; табл.8-4, с.137] Собака, хватающая зайца В ней ней жестокости - ибо такова ее природа. символ который учит тому, что действия, которым, на первый взгляд, нет оправдания, проистекают из инстинктивных побуждений. [EMSYI,таб.23-5,с.199] Собака, присматривающая за стадом овец Стадо спит, пока я на страже. символ олицетворяет бдительность, верность и надежность, на которые вполне можно положиться. (См. рис. 15 в табл.62 ) [EMSYI,таб.50-15,с.319] Собачий ошейник с острыми шинами Это защищает меня, нанося раны моим врагач. символ напоминает о том, чго в борьбе против упрямых и закоренелых наших врагов мы должны уметь наступать так лее хорошо, как и защищаться, и для того, чтобы побеждать их, нужнее наносить им раны Для нас самыми упрямыми и закоренелыми врагами являются наши греховные вожделения и страсти, которые просто гак нас иногда не осгавят, если мы не будем TIM оказывагь акгивное сопротивление. Просто поранить их недостаточно - их нужно победить окончательно [EMSYI,таб.34-3,с.246] Собака, умершая у надгробия хозяина. символ преданности. [Эмблемата-2; табл.14-5, с.161] древнейшее домашнее животное; символизирует прежде всего верность и бдительность, а нередко выступает стражем врат в потусторонний мир (как трехглавый пес Кербер (лат. Цербер) или жертвуется умершему, с тем чтобы в ином мире служить ему проводником и охранником. Собаки также считались "духовидцами" и использовались в качестве животных, предупреждающих о незримых для человека опасностях. Отрицательные аспекты в символике собак проявляют себя довольно редко, например у северных германцев пес преисподней Гарм, убивающий на исходе мира Рагнарёк (см. Конец света) бога Тюра и одновременно погибающий от его рук сам; в Древней Греции богиня мрака Геката представлялась сопровождаемой воинственными собаками. Черные собаки также считались демоническими спутниками ведьм, магов и чернокнижников (например, при Фаусте или при Агриппе Неттесгеймском, 1486-1535). В некоторых экзотических культурах собака, вследствие своей сообразительности и способности к обучению (дрессировке), считалась изобретателем многих художественных промыслов и благ цивилизации. Уже у античных авторов можно часто встретить упоминания, с одной стороны, о "песьей угодливости и бесстыдстве", но с другой - о преданности в охране дома (Филакс) и неповторимой талантливости в охране стад. Асклепий (Эскулап) и Гермес (лат. Меркурий) сопровождались собаками, а позднее - св. Губерт, Евстахий и Рох. В исламской культуре собака считается "нечистым" животным, но в связи с ее незаменимостью как сторожа отношение к ней вполне терпимое. В Древнем Египте огромная шакалообразная (см. Шакал) дикая собака является формой проявления бога мертвых Анубиса, что вновь указывает на ее функции как проводника душ в потустороннем мире. В средние века собака чаще всего выступает как образ вассальной и супружеской верности, о чем можно судить по могильным плитам. В пластических искусствах собака символизирует безоглядную готовность к вере, а в негативном аспекте - является воплощением неукротимого гнева. Адские псы сопровождают охотника за душами Сатану. Особое воздействие оказывает образ собакоголового святого средневековой легенды "Христофоруса кинокефалуса" (см. Христофор), возникший скорее всего под влиянием египетского Анубиса. В 20-дневном календаре древних культур Центральной Америки собака (у ацтеков итцкуинтли, у майя - оц) - символ 10-го дня; собаки в Древней Мексике приносились в жертву мертвым, считалось, что они сопровождали мертвых в загробный мир, поэтому их хоронили вместе с умершими. Считалось, что рожденные в день собаки предопределены к властвованию и раздаче богатых даров. Собак является также формой проявлена бога Шолотля ("Близнеца"), пр1 чем собаки должны были nepenpaпять мертвых через девятикратис русло в подземный мир. Солнц» уходящее на западе в земную паст) сопровождается Шолотлем. О проводит его через подземный ми вновь к месту восхода, затем умрает сам и снова оживает в качест проводника. Из этой двузначно роли проистекает и его имя (сь Молния). В Древнем Китае собаи - одиннадцатый знак зодиака (си Звезды), ее символическое и миф( логическое значение выражаете довольно разнообразно. Прежг всего собаки изгоняют демоно) а в некоторых местностях употре( ляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) соба» считается подателем средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в Юа ном Китае собака выступает кг прародитель народа, что заставляет вспомнить о тотемных воззренияя. Сказания о песитоловцах така широко распространены в Кита В японских святилищах можно обнаружить указания на "корейси псов", фигурирующих в качестве стражей. Особенно высоко ценил собак славянские племена. Еще о 1560 г. некий самаитский списке попрекал своих соплеменнике "почитанием псов", однако труда сказать, что вкладывалось здесь Никами богини лошадей и охоты Эпоны, атрибутом бога Нодонса Нуаду. Имя героя ирландских сказаний ольстерского цикла Кухулина означает пес Куланна (кузнеца). Собака: Деревянная головная маска египетского жреца бога мертвых Анубиса. Новое царство Сказочные люди - песиголовцы. Херфордская карта мира. По Ричарду Хэлдингемскому, 13 в. Гравюра на дерве из сочинения Псевдо-Альберта Вдикого, 1531 г. Собака: "Защищает и предостерегает от опасности". И. Босхиус, 1702 г. .
Преданность, защита, бдительность — символизм, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. В более примитивных и древних представлениях собака ассоциировалась с загробным миром — как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например, мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входа в ад). Трехглавые псы также сопровождали Гекату, богиню смерти, которая часто посещала могилы и перекрестки дорог и в честь которой древние греки приносили в жертв у собак. Среди других символов агрессии — скандинавский адский пес Гарма и черная собака сатаны.
Однако обычно символизм, связанный с собакой и смертью, более позитивен. Тот факт, что они ежедневно и повсюду сопровождали человека, и приписываемое им знание мира духов стали причиной того, что их считали хорошими проводниками в загробном мире. Они встре чаются в этой роли и в древнеегипетской мифологии как спутники бога Анубиса, и как проводники человеческих душ через реку Смерти в мифах майя. Ацтекский бог-собака вел солнце сквозь тьму загробного мира и возрождался вместе с ним каждое утро. Собаки часто были жертвенными животными — в честь своих умерших хозяев или как посредники в общении с богами, как, например, в ирокезском жертвоприношении белой собаки. Души умерших были в более тесном контакте с собаками в древности в Центральной Азии и Персии, где те лами умерших кормили собак. Этот обычай привел к семитскому и мусульманскому представлению о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном, которого использовали только как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был по вполне понятным причинам бо лее высокий статус). Во многих культурах собака была одновременно символом презрения и преданности, что и закрепилось в современной идиоматике — эта противоречивость отражена в происхождении слова «циник» от греческого слова «kuon» (собака), оскорбительног о выражения по отношению к последователям философа Диогена, иллюстрирующего их агрессивную грубость, но принятого затем как подходящее обозначение для их роли стражей морали. Название «доминиканцы» для монашеского ордена переводится с латинского как «псы Г оспода» и прямо символизирует миссию охраны христианских догм. В христианстве собака — также подходящий символ для пастыря Господня, и поэтому она была эмблемой духовенства. Собаки — символы милосердия в кельтско искусстве, спутники многих богинь — покрови тельниц целительства, а также охотников и воинов. Собаки — символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы; они могут быть симво лом как солнца, так и ветра. Послушный пес — символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. В индуизме собаки считаются спутниками бога смерти Ямы, что снова возвращает нас к связи собаки и заг робного мира.
В других местах собак часто напрямую ассоциировали с богами, особенно в Африке. В Меланезии, в североамериканских и сибирских легендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателем или похитителем огня. Как и другие подобные легендарные фигу ры, собак и проклинали, и восхваляли. В некоторых легендах утверждается, что из-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.
ХРИСТИАНСТВО
Собака, как животное, отличающееся бдительностью и верностью, стала символом этих качеств. Существует много примеров, подтверждающих собачью преданность, например, собака Товия, а также собака Св. Роха, приносившая этому святому хлеб и никогда не покидавшая его. Иногда собаку изображали сидящей возле ног или на коленях замужней женщины, как символ верности супругу. Собака с горящим факелом в зубах — символ Св. Доминика. Доминиканцы, носившие черно-белые рясы, часто использовали в качестве своего символа черно-белую собаку (Domini canes, «собака Господа»).